Е. С. Крестьянцева, руководитель практики земельного права, строительства и недвижимости Санкт-Петербургского офиса «Пепеляев Групп».
С 1 марта введено регулирование оборота побочной продукции производства. Проанализируем судебную практику по разграничению побочных продуктов и отходов с позиции новых требований.
Изменения относительно регулирования оборота побочной продукции в Федеральный закон 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» внес Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ.
Несмотря на то что законодательное регулирование в этой области является новым, вопросы разграничения побочной продукции и отходов стояли перед предприятиями и ранее и нередко решались в судах. Это связано с тем, что, с одной стороны, законодательство предусматривает, что лица, в производстве которых образуются побочные продукты, вправе самостоятельно относить их к таковым либо к отходам. С другой стороны, довольно много судебных решений по спорам с Росприроднадзором, в которых госорган считает продукты производства отходами по различным основаниям, например таким как отсутствие разработанных и утвержденных Технических условий (ТУ) или их несоблюдение; нарушение условий хранения продукции, утрата или изначальное отсутствие у нее потребительских свойств; расхождения в документах относительно того, что представляют собой образованные вещества (предметы).