Ю. А. Мандра, канд. биол. наук, генеральный директор ООО «ЭкоАспект».
Правоприменительная практика последних лет показала, что институт оценки экологической опасности любой намечаемой деятельности возрождается в новом виде – через обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) для любого вида деятельности. Что это значит? Давайте разбираться.
Чтобы уловить суть проблемы, давайте погрузимся ненадолго в историю вопроса. В большинстве случаев мы привыкли говорить, что институт ОВОС стал полноценно развиваться с момента утверждения приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее – Положение об ОВОС). Сейчас вместо этого Положения действуют Требования к материалам ОВОС, которые утверждены приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 999 (далее – Требования).
Однако зачатки деятельности по ОВОС в нашей стране появились более 35 лет назад, когда постановлением Госстроя СССР от 23.12.1985 № 253 были утверждены СНиП 1.02.01-85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений». Этой инструкцией при проектировании новых объектов было рекомендовано учитывать требования к охране атмосферного воздуха, водоемов от загрязнения сточными водами, восстановлению (рекультивации) земельного участка, использованию плодородного слоя почвы, охране недр и животного мира. Ограничений по проведению ОВОС только в отношении объектов, подлежащих экологической экспертизе, документ не содержал.
Читать полностью:
Список использованных документов: