УТВЕРЖДАЮ
________
_____________ _____________
«__» ___ 20__ года
ИНСТРУКЦИЯ
по проведению инвентаризации отходов производства и потребления
Разработал:
____________________________________________________
Согласовано:
_____________________________
_________
_____год
1. Область применения
Настоящая инструкция устанавливает порядок проведения инвентаризации отходов производства и потребления, образующихся в процессе производственной деятельности _____________, а также порядок оформления документов по результатам инвентаризации.
Требования настоящей инструкции обязательны к выполнению персоналом _____________, а также персоналом подрядных организаций.
2. Нормативные документы
Настоящая инструкция разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
3. Термины и определения
Отходы производства и потребления (отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Инвентаризация отходов производства и потребления (инвентаризация отходов) – сбор и систематизация сведений о количестве, составе, видах и местах накопления отходов, образующихся в результате деятельности предприятия.
Обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки (энергетическая утилизация).
Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объекты размещения отходов (ОРО) - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Инвентаризация объектов размещения отходов (инвентаризация ОРО) – сбор, составление и оформление информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов. Проводится согласно Правилам инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденным Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.
ПНООЛР – проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
4. Общие положения
4.1. Инвентаризация отходов проводится самостоятельно, силами структурных подразделений предприятия или силами подрядной организации в соответствии с заключенным договором.
4.2. Инвентаризация отходов проводится с целью:
4.3. Инвентаризация отходов проводится ______________________.
4.4. Инвентаризация отходов проводится досрочно в случае изменения технологических процессов, при замене оборудования или сырья. Допускается проведение частичной инвентаризации только на объекте(ах), где произошли изменения.
4.5. Инвентаризацию отходов рекомендуется совмещать с инвентаризацией объектов размещения отходов, а также с разработкой проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
4.6. Инвентаризация отходов проводится во всех основных и вспомогательных структурных подразделениях предприятия. Перед началом инвентаризации руководитель предприятия издает соответствующий приказ, в котором назначаются председатель и члены рабочей группы по инвентаризации, а также устанавливаются сроки проведения инвентаризации.
4.7. Этапы проведения инвентаризации отходов:
5. Выявление образующихся отходов, мест их накопления и способов обращения
5.1. Члены рабочей группы по инвентаризации осуществляют сбор информации об отходах, образующихся в подразделениях предприятиях. Председатель рабочей группы по инвентаризации определяет сроки сбора информации об отходах, а также оказывает консультационную помощь членам рабочей группы и вовлеченным сотрудникам.
5.2. В ходе инвентаризации отходов сотрудники предприятия в пределах своих должностных полномочий обязаны предоставлять всю необходимую информацию по запросам председателя и членов рабочей группы по инвентаризации:
5.3. Сбор информации об отходах осуществляется с помощью листов инвентаризации. Заполненные листы инвентаризации по каждому подразделению подписываются ответственным членом рабочей группы и направляются в адрес председателя рабочей группы.
5.4. В лист инвентаризации заносится информация о каждом выявленном отходе в подразделении предприятия, а именно:
5.5. Происхождение отхода определяется по принадлежности:
По принадлежности к производству или технологическому процессу выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений.
Пример: отход – осадок, после очистки нефтесодержащих сточных вод; происхождение (производство) – очистка сточных вод на локальных очистных сооружениях; происхождение (технологический процесс) – механическая очистка сточных вод.
Во втором случае, выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Пример: отход – спецодежда, утратившая потребительские свойства; происхождение (исходная продукция или товар) – спецодежда из натуральных и смешанных волокон.
5.6. Химический и (или) компонентный состав отходов, который устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации. В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компонентном составе отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых в аккредитованной лаборатории. Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава отходов.
5.7. При необходимости проведения количественного химического анализа (КХА) отхода, член рабочей группы направляет запрос на проведение исследований в адрес председателя рабочей группы. Председатель рабочей группы:
Отбор проб образцов отходов, проведение лабораторных исследований и оформление их результатов должны производиться с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации.
5.8. Содержание химических веществ и (или) компонентов отхода указывается в процентах от общей массы. Суммарное процентное содержание веществ и (или) компонентов должно быть равно 100%.
Пример: отход – использованные книги, журналы и брошюры; состав – картон 20%, бумага 80%.
5.9. Агрегатное состояние и физическую форму отхода определяют на основании Кодификатора агрегатного состояния и физической формы. Агрегатное состояние и физическая форма отхода определяется по данным технической и иной документации. Допускается визуальное определение агрегатного состояния и физической формы отхода, в отсутствии иной информации.
Пример: отход – тара полиэтиленовая; агрегатное состояние и физическая форма – изделие из одного материала (код 51).
5.10. Масса отходов определяется в килограммах или тоннах в год. В листе инвентаризации указывается максимально возможная масса (объем) образования отхода в год.
5.11. Члены рабочей группы проводят натурный осмотр территории предприятия и всех подразделений в ходе которого:
5.12. В листе инвентаризации указывается текущий способ обращения с отходом на момент проведения инвентаризации отходов. В случае передачи отхода по договору указывается наименование организации, которой передается отход и предполагаемый способ обращения.
Пример: отход – отходы бумаги от канцелярской деятельности; способ обращения –передача в ООО «Переработчик» в целях утилизации.
6. Определение классов опасности и видов отходов.
Паспортизация отходов.
6.1. После завершения сбора информации от всех подразделений и получения листов инвентаризации председатель рабочей группы осуществляет идентификацию всех отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО) и Банком данных об отходах (БДО). Для каждого выявленного отхода должно быть определено наименование вида отхода согласно ФККО и класс опасности.
6.2. Если выявленный отход отсутствует в ФККО, председатель рабочей группы обязан провести подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности, согласно требованиям Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1027.
6.3. Если входе идентификации отходов выявлен отход V (пятого) класса опасности, председатель рабочей группы обеспечивает заключение договора с аккредитованной лабораторией и проведение лабораторных исследований на подтверждение класса опасности отхода (биотестирование). Если по результатам биотестирования выявлен класс опасности отличный от пятого, необходимо провести повторную идентификацию отхода согласно п.6.1 настоящей инструкции. В случае отсутствия отхода в ФККО, проводится подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности согласно п.6.2. настоящей инструкции.
6.4. На каждый впервые выявленный отход I-IV классов опасности должен быть составлен паспорт отхода, согласно требованиям Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1026. К паспорту отхода прикладываются:
6.5. Паспорта отходов, включенных в ФККО действуют и хранятся бессрочно вместе с приложениями. Паспорт отходов, не включенных в ФККО, подлежит переоформлению на паспорт отходов, включенных в ФККО, в течение 30 календарных дней с даты включения соответствующего вида отходов в ФККО. Паспорт отходов, включенных в ФККО, подлежит переоформлению в случаях, предусмотренных п.9 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1026.
6.7. На отходы V класса паспорт отхода не составляется. Документы, подтверждающие компонентный (химический) состав отхода, а также протоколы биотестирования для отходов V класса действуют и хранятся бессрочно, наравне с паспортами отходов I-IV классов опасности.
7. Обобщение данных инвентаризации отходов и подготовка отчета.
Сроки хранения отчета.
7.1. Результаты инвентаризации сводятся в единый отчет. К отчету прикладываются все инвентаризационные листы от подразделений, перечни закупаемого сырья и материалов и иная значимая информация, используемая при инвентаризации. Отчет о результатах инвентаризации согласовывается со всеми членами рабочей группы и утверждается руководителем предприятия.
7.2. В отчет о результатах инвентаризации включаются таблицы с перечнем отходов по каждому подразделению или объекту предприятия, а также сводный перечень отходов, образующихся на предприятии с указанием:
7.3. В отчет о результатах инвентаризации включается таблица с перечнем всех мест накопления отходов на предприятии. Также к отчету прикладываются:
7.4. Отчет о результатах инвентаризации отходов хранится _________________________________________________. В отчете должна быть указана дата следующей инвентаризации отходов.
8. Ответственность
8.1. За невыполнение требований настоящей инструкции:
9. Лист ознакомления с инструкцией
№ п/п | Должность | ФИО | Дата | Подпись |