Письмо
Рослесхоза
от 20.03.2023
№ ИС-06-54/6021
О разъяснении
Федеральное агентство лесного хозяйства сообщает, что с 1 марта 2023 года вступили в силу следующие приказы Минприроды России:
- от 17 октября 2022 г. № 688 "Об утверждении Порядка отвода и таксации лесосек и о внесении изменений в Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденные приказом Минприроды России от 1 декабря 2020 г. № 993";
- от 14 октября 2022 г. № 687 "Об утверждении состава сведений, включаемых в таксационное описание лесосеки, порядка составления таксационного описания лесосеки, требований к его формату в электронной форме, порядка определения несоответствия таксационного описания информации о фактическом состоянии лесосеки, формы таксационного описания лесосеки";
- от 29 сентября 2022 г. № 641 "Об утверждении порядка проведения предварительного осмотра лесосеки, порядка составления акта предварительного осмотра лесосеки, внесения изменений в акт предварительного осмотра лесосеки и формы такого акта, а также порядка составления и формы уведомления о невозможности проведения лесосечных работ".
Таким образом, начиная с указанной даты отвод и таксация лесосек, составление таксационного описания лесосеки, проведение предварительного осмотра лесосеки должны производиться в соответствии с указанными документами.
При этом материалы ранее проведенных работ по отводу и таксации лесосек могут быть использованы для заполнения таксационного описания лесосеки, если они не противоречат его установленной форме.
Кроме того, сведения, внесенные в лесные декларации на основании проведенных до 1 марта 2023 г. отвода и таксации лесосек, не требуют составления таксационных описаний и подачи их в установленном порядке при условии, что такие лесные декларации направлены в уполномоченный орган до 1 марта 2023 года и отсутствуют основания для отказа в их приеме в соответствии с Порядком заполнения и подачи лесной декларации, требованиями к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденными приказом Минприроды России от 29 апреля 2021 г. № 303.
Не требуется составление таксационного описания лесосеки при осуществлении рубки на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных в рамках государственных заданий на осуществление работ по сохранению лесов, и государственных контрактов на проведение таких работ, если эти договоры или контракты заключены до 1 марта 2023 года.
Часть 1 статьи 23.3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) устанавливает, что в целях осуществления рубок лесных насаждений и выполнения лесосечных работ, предусмотренных статьей 23.2 Лесного кодекса, проводятся отвод и таксация лесосек.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 23.2 Лесного кодекса лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с рубками лесных насаждений, при осуществлении различных видов использования лесов в соответствии с главой 2 Лесного кодекса, а также при проведении мероприятий по сохранению лесов.
Таким образом, лица, использующие леса не в целях заготовки древесины, но при этом осуществляющие рубки лесных насаждений, должны производить отвод и таксацию лесосек, а также составлять таксационное описание лесосеки.
Следовательно, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43-45 Лесного кодекса и осуществляющие рубки в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса, обязаны производить отвод и таксацию, а также составлять таксационное описание лесосеки.
Что касается составления таксационного описания при рубке деревьев в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, не предоставленных в пользование, то в данном случае отвод и таксация лесосек и составление таксационного описания не требуется.
Осуществление отвода и таксации лесосек и составление таксационного описания лесосеки также обязательно:
при проведении лесосечных работ государственными учреждениями при осуществлении мероприятий по сохранению лесов;
перед заключением договоров купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Следует также иметь в виду, что отвод и таксация лесосек и составление таксационного описания необходимо для всех видов рубок ухода за исключением рубок осветления и прочисток.
В лиственных и смешанных лесных насаждениях отвод лесосек должен производиться в течение вегетационного периода, а в хвойных лесных насаждениях - в течение всего года.
При проведении рубок без предварительного отбора и отметки вырубаемых деревьев отвод лесосек производится в течение всего года.
Осуществление отвода и таксации лесосек и составление таксационного описания лесосеки также обязательно при проведении любых лесосечных работ, в том числе и проводимых государственными учреждениями, указанными в части 2 статьи 19 Лесного кодекса, при осуществлении ими мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также субъектами малого и среднего предпринимательства на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Лесосечные работы проводятся в соответствии с таксационным описанием лесосеки и технологической картой лесосечных работ.
Выполнение лесосечных работ без таксационного описания лесосеки не допускается.
Часть 10 статьи 23.3 Лесного кодекса определяет, что выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек осуществляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими в штате не менее двух работников, прошедших аттестацию на право выполнения работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек и включенных в реестр специалистов, имеющих право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Квалификационные требования и порядок аттестации специалиста на право осуществления мероприятий по лесоустройству, отводу и таксации лесосек, порядок и случаи аннулирования выданных аттестатов утверждены приказом Минприроды России от 20 ноября 2022 г.* № 693.
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 20 октября 2022 г.".
Указанный приказ также вступил в силу с 1 марта 2023 г.
Вместе с тем следует иметь в виду, что постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2022 г. № 1839 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022-2023 годах", предусматривающие, что выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек до 1 марта 2025 г. осуществляется без проведения аттестации работников на право выполнения работ и оказания услуг по отводу и таксации лесосек и без их включения в реестр специалистов, имеющих право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек.
Таким образом, изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2022 г. № 1839, позволяют до 1 марта 2025 года осуществлять работы и оказывать услуги по отводу и таксации лесосек специалистами, не прошедшими соответствующую аттестацию и не включенными в реестр таких специалистов.
В настоящее время услуга по аттестации специалистов выводится на ЕПГУ и будет доступна во втором квартале этого года в добровольном порядке.
В соответствии с частью 8 статьи 23.3 Лесного кодекса отвод и таксация лесосек в целях проведения лесосечных работ при заготовке древесины гражданами для собственных нужд, а также при проведении мероприятий, предусмотренных статьей 19 Лесного кодекса (в случаях, если осуществление соответствующих мероприятий не возложено в установленном порядке на лиц, использующих леса), обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса.
Пунктом 5 Порядка отвода и таксации лесосек, утвержденного приказом Минприроды России от 17 октября 2022 г. № 688 (далее - Порядок) установлено, что в случаях проведения лесосечных работ при заготовке древесины гражданами для собственных нужд, а также проведения мероприятий, предусмотренных статьей 19 Лесного кодекса (если осуществление соответствующих мероприятий не возложено в установленном порядке на лиц, использующих леса) отвод и таксация лесосек обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий и могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, определенным в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса, самостоятельно либо с привлечением третьих лиц в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом вопросы отвода и таксации лесосек для заготовки древесины при заключении договоров купли-продажи лесных насаждений, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1 Лесного кодекса, в указанных документах не отражены.
Вместе с тем Рослесхоз считает, что отвод лесосек в целях осуществления заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также для исключительных случаев, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд, должны также осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса.
Часть 1 статьи 23.4 Лесного кодекса устанавливает, что на основе данных отвода и таксации лесосек составляется таксационное описание лесосеки в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и не позднее чем за пятнадцать дней до дня начала соответствующих лесосечных работ направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия, определенные в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса.
Таким образом, лесное законодательство устанавливает минимальный срок предоставления таксационного описания в уполномоченный орган, при этом максимальный срок предоставления не установлен.
Следовательно, проведение работ по отводу и таксации лесосек, составление таксационного описания лесосеки и его направление в уполномоченный орган может осуществляться в любое время, но не менее чем за 15 дней до начала лесосечных работ.
По мнению Рослесхоза, необходимо производить отвод и таксацию лесосек, составлять таксационное описание лесосеки, направлять его в уполномоченный орган, производить (при необходимости) предварительный осмотр лесосеки, составлять акт предварительного осмотра и на их основе вносить сведения в лесную декларацию.
Таким образом, отвод и таксация лесосек должны проводиться заблаговременно до подачи лесной декларации, куда включаются сведения о лесосеках с уже принятым таксационным описанием, что упрощает проверку и прием лесных деклараций.
Согласно пункту 2 Руководства разработчика по работе с форматами 4.X электронных документов, размещенного на официальном сайте Рослесхоза в разделе "Актуальная документация по использованию форматов электронного документа в формате XML", возможно использование существующих специализированных программных обеспечений (далее - СПО) и Web-сервисов, которые позволяют в упрощенном порядке создавать электронные документы лесопользователя в формате XML на основе представленной на официальном сайте Рослесхоза в разделе "Документы: образцы документов" XSD-структуре.
Вместе с тем граждане и юридические лица вправе самостоятельно принимать решение о выборе СПО. В реестре российского программного обеспечения представлен ряд программных продуктов, позволяющих формировать документы в XML-формате, для дальнейшего их использования на портале государственных услуг.
Согласно пункту 2 Положения о Федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 NN 861, оператором ЕПГУ является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минцифры России).
В настоящее время Минцифры России с участием Рослесхоза проводится работа по оформлению необходимой документации.
С учетом данного обстоятельства до принятия соответствующих документов таксационное описание лесосеки в XML-формате может быть направлено на адрес электронной почты уполномоченного органа.
Таксационное описание лесосеки составляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, использующими леса и осуществляющими лесосечные работы в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением обосновывающих материалов, предусмотренных порядком отвода и таксации лесосек.
При этом таксационное описание подписывается руководителем учреждения (или иным лицом, уполномоченным руководителем в установленном порядке), производящего отвод и таксацию лесосеки по поручению уполномоченного органа, а также лицом, осуществляющим использование лесов.
Уполномоченные органы проверяют соответствие сведений таксационного описания лесосеки информации о фактическом состоянии лесосеки, имеющейся в их распоряжении (далее - информация о фактическом состоянии лесосеки), в течение 3 рабочих дней с даты поступления таксационного описания лесосек от заинтересованного лица.
Информация о фактическом состоянии лесосеки включает документированную информацию, содержащуюся в государственном лесном реестре, в случае, если ее давность составляет менее 10 лет, а также информацию, содержащуюся в актах лесопатологических обследований, актах иных обследований, проводящихся в том числе при осуществлении государственного экологического мониторинга, при проведении мероприятий в рамках государственной инвентаризации лесов.
В случае если у уполномоченного органа отсутствует такая информация (давность лесоустройства составляет более 10 лет), то проверка соответствия сведений таксационного описания лесосеки информации, содержащейся в государственном лесном реестре, проводится только по хозяйству (хвойному, мягколиственному, твердолиственному).
Таким образом, назначение предварительного осмотра лесосеки в этом случае осуществляется только при расхождении данных по хозяйству.
В случае наличия у уполномоченного органа сведений о фактическом состоянии лесосеки (давность лесоустройства составляет менее 10 лет), соответствие таксационного описания лесосеки информации о ее фактическом состоянии проверяется по следующим параметрам:
группе возраста (только для рубок ухода в средневозрастных насаждениях),
общему запасу на 1 гектаре,
составу насаждения по преобладающей древесной породе,
хозяйству.
Расхождение по группе возраста и хозяйству не допускается. В случае если в границы лесосеки попадает более 30% площади выдела, допустимые отклонения составляют: по общему запасу на 1 гектар - не более 30%, по составу насаждения - не более 2 единиц коэффициента состава по преобладающей древесной породе.
При этом, если в состав лесосеки попадает менее 30% площади выдела, соответствие определяется только по хозяйству и группе возраста (для рубок ухода).
Таксационное описание лесосеки признается не соответствующим информации о фактическом состоянии лесосеки, имеющейся в распоряжении уполномоченных органов, в случае, если данные таксационного описания лесосеки превышают допустимые отклонения хотя бы по одному параметру.
В соответствии с частью 3 статьи 23.4 Лесного кодекса в случае несоответствия таксационного описания информации о фактическом состоянии лесосеки, имеющейся в распоряжении у уполномоченного органа, не позднее чем за пять дней до дня планируемого начала лесосечных работ таким органом в обязательном порядке проводится предварительный осмотр лесосеки.
Таким образом, по результатам рассмотрения представленного таксационного описания лесосеки уполномоченным органом принимается решение о приеме таксационного описания лесосеки или назначении предварительного осмотра лесосеки.
При назначении предварительного осмотра лесосеки уполномоченный орган обязан известить заявителя о дате проведения осмотра не менее чем за 3 рабочих дня до дня проведения осмотра тем же способом, которым было направлено таксационное описание.
При этом уполномоченный орган не обязан извещать заявителя о принятии таксационного описания лесосеки в случае его соответствия информации о фактическом состоянии лесосеки, имеющейся у уполномоченного органа.
Вместе с тем услуга по уведомлению заявителя о приеме таксационного описания будет предусмотрена при его подаче через ЕПГУ.
Однако, до вывода услуги на ЕПГУ Рослесхоз рекомендует информировать лиц, подавших таксационное описание лесосеки, о его принятии способом, которым оно было направлено.
Осмотр осуществляется с выездом на лесной участок и составлением акта предварительного осмотра лесосеки.
При осмотре может осуществляться закладка пробных площадей с оформлением перечетных ведомостей деревьев, расчетом объемов древесных пород по сортиментам и крупности и составлением схемы расположения пробных площадей.
При осмотре также осуществляется фотофиксация лесосеки, включающая в себя серию фотоснимков, фиксирующих границы лесосеки.
Результаты отвода и таксации лесосеки при осмотре признаются неудовлетворительными в следующих случаях:
а) не соблюдены правила заготовки древесины, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, порядок отвода и таксации лесосек;
б) выявлено расхождение данных таксационного описания лесосеки с данными проверки по общему запасу и запасу деловой древесины на лесосеке более чем на 10% по запасу и видовому (породному) составу;
в) выявлена ошибка в эксплуатационной площади лесосеки более чем на 3%;
г) выявлено неудовлетворительное отведение лесосек в натуре (неясность границ, отсутствие столбов или надписей на столбах на углах лесосек, к которым произведена инструментальная привязка к постоянным ориентирам, нарушение точности съемки границ и привязки лесосек).
При отводе лесосек под выборочные рубки и рубки ухода за лесами результаты отвода и таксации лесосеки признаются неудовлетворительными также в следующих случаях:
а) выявлено расхождение запасов вырубаемой древесины более чем на 10%;
б) неверно произведен отбор деревьев в рубку (неправильно назначенных и неправильно оставленных) более чем в 10% случаев от общего числа подлежащих рубке деревьев.
При установлении по итогам осмотра хотя бы одного из обстоятельств в акт вносится соответствующая информация, на основании которой составляется уведомление о невозможности проведения лесосечных работ.
В случае если по итогам осмотра данные таксационного описания лесосеки отличаются от фактического состояния лесосеки более чем на 10% по запасу и по видовому (породному) составу, в таксационное описание лесосеки в обязательном порядке вносятся изменения с приложением акта.
Акт в форме электронного документа и приложения к нему (за исключением изображений) формируются в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
К акту также прикладываются перечетные ведомости деревьев, расчеты объемов древесных пород по сортиментам и крупности и схема расположения пробных площадей.
Схема расположения пробных площадей формируется в виде файла в формате PDF с разрешением не менее 300 dpi, качество которого должно позволять в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию.
Материалы фотофиксации формируются в виде файла многоцветного формата (не менее чем в 24-битном цветовом пространстве) Png или Jpeg с разрешением изображения не менее 1920
1080 пикселей с разрешением матрицы не менее 2 Мп.
Качество материалов фотофиксации должно позволять в полном объеме прочитать (распознать) графическую информацию.
Акт направляется заинтересованному лицу или его представителю в день составления акта с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
При этом в случае подачи таксационного описания лесосеки через единый портал государственных и муниципальных услуг будет оформляться государственная услуга, включающая прием таксационного описания лесосеки, сообщение о проведении предварительного осмотра лесосеки и выдаче уведомления о невозможности проведения лесосечных работ (в случае признания результатов отвода и таксации лесосеки неудовлетворительными).
До вывода услуги на ЕПГУ вся информация может поступать от заявителя и уполномоченного органа посредством электронной почты.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с частью 6 статьи 23.4 Лесного кодекса в случае, если таксационное описание лесосеки не возвращено в установленном порядке направившему его лицу, такое таксационное описание считается принятым уполномоченным органом.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 23.4 Лесного кодекса, в случае несоответствия таксационного описания информации о фактическом состоянии лесосеки, имеющейся у уполномоченного органа, в течение десяти дней в государственный лесной реестр в обязательном порядке вносятся сведения о фактическом состоянии лесосеки с учётом принятого таксационного описания и акта предварительного осмотра лесосеки.
Исходя из положений приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений" (далее - Приказ № 496), основанием для внесения информации может служить акт предварительного осмотра лесосеки, который по форме является одним из видов акта осмотра лесного участка (пункт 2.2.25 Приказа № 496), а также принятая на основании таксационного описания лесосеки лесная декларация (пункт 2.2.8 Приказа № 496).
Также следует иметь в виду, что материалы отвода и таксации лесосеки, акты предварительного осмотра лесосеки не требуют внесения изменений в проект освоения лесов и договор аренды лесного участка, если не увеличивается ежегодный объем заготовки древесины, установленный договором или проектом освоения лесов.
Составленная на основании данных отвода лесная декларация в случае несоответствия проекту освоения лесов может быть отклонена только при несоответствии формы и виду рубки или при превышении декларируемого объема над объемом заготовки, установленным договором аренды лесного участка.
Руководитель
И.В.Советников