МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РФ
ПИСЬМО
от 6 марта 2024 года № 25-47/9317
О рассмотрении обращения
Минприроды России рассмотрело обращение <…>, и сообщает.
В соответствии с пунктом 16 статьи 7 Федерального закона от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Закон № 451-ФЗ) учет и контроль выполнения нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты экологического сбора в случае невыполнения самостоятельной утилизации в отношении таких товаров, упаковки осуществляются Росприроднадзором в соответствии со статьями 24.2 и 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции, действовавшей до 01.01.2024, и с принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Таким образом, обеспечение выполнения нормативов утилизации в отношении указанных товаров, упаковки осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).
Производитель товаров, импортер товаров имеют право на основании договора поручить обеспечивать выполнение нормативов утилизации российскому экологическому оператору или ассоциации, созданной производителями товаров, импортерами товаров в целях обеспечения выполнения нормативов утилизации (далее - ассоциация). Такое обязательство выполняется российским экологическим оператором или ассоциацией путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров. В этом случае российский экологический оператор или ассоциация представляет от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.
При этом к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим утилизацию отходов от использования товаров, не предъявляется требование о включении в реестр утилизаторов, а к результату утилизации не применяются положения постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2023 № 2394 «Об утверждении перечня видов отходов от использования товаров, видов полученного из таких отходов вторичного сырья, при утилизации которых может быть исполнена обязанность по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, упаковки, включенных в перечень, предусмотренный пунктом 5 статьи 24.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», и видов товаров (продукции), которые могут быть произведены при утилизации таких отходов (в том числе при использовании вторичного сырья, полученного из таких отходов) в целях исполнения обязанности по обеспечению самостоятельной утилизации отходов от использования товаров».
Акты утилизации отходов от использования товаров должны быть оформлены в соответствии с требованиями приказа Росприроднадзора от 15.02.2022 № 90 «Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров».
Позиция Минприроды России не является официальным разъяснением обязательных требований в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях», поскольку в соответствии указанной нормой федеральные органы исполнительной власти дают официальные разъяснения обязательных требований в отношении принятых ими нормативных правовых актов. При этом Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 04.08.2023 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не являются нормативными правовыми актами, принятыми Минприроды России.
Заместитель директора Департамента
государственной политики и регулирования
в сфере обращения с отходами
производства и потребления
В.В. Руденко