Письмо
Минприроды России
от 14.08.2023
№ 19-47/30095
О плате за негативное воздействие на окружающую среду
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросу применения разрешительных документов при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду и сообщает.
Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) предусмотрено применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), в зависимости от их категории.
Критерии отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398.
В соответствии со статьей 31.2 Закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (далее - Декларация). Декларация представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов НВОС, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 31.2 Закона за непредставление Декларации или представление недостоверной информации, содержащейся в этой Декларации, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 67 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля (далее - ПЭК), осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.
Требования к содержанию ПЭК, а также порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК, утверждены приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 (далее - Приказ).
Форма отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (далее - Отчет) утверждена приказом Минприроды России от 14 июня 2018 года № 261.
Согласно Приказу Отчет представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах НВОС I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
В соответствии с пунктом 8 статьи 16.3 Закона при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в Отчете, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).
Одновременно с этим отмечаем, что статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение данных, полученных при осуществлении ПЭК, полной и достоверной информации, содержащейся в том числе в Декларации, влечет за собой применение мер административного воздействия.
В соответствии с пунктом 24 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2023 года № 881 (вступает в силу сот 31 мая 2023 года), в случае если в течение текущего отчетного периода учетные сведения об объекте НВОС были актуализированы (скорректированы) и такая актуализация (корректировка) повлекла изменение присвоенной объекту НВОС категории со II или III категории на I категорию, то после даты изменения присвоенной объекту НВОС категории до даты получения комплексного экологического разрешения или разрешения на выброс загрязняющих веществ, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но не более 9 месяцев с даты изменения присвоенной объекту НВОС категории, исчисление платы за негативное воздействие осуществляется на основании разрешений на выброс загрязняющих веществ, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, действующих до даты изменения категории.
Учитывая, что для объектов НВОС, отнесенных к II или III категории, в настоящее время порядок получения разрешений на выброс загрязняющих веществ, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на сброс загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не предусмотрен, Минприроды России полагает допустимым до получения комплексного экологического разрешения или разрешения на выброс загрязняющих веществ, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но не более 9 месяцев с даты изменения присвоенной объекту НВОС категории, осуществлять расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду дифференцированно на основании документов, предусмотренных для объекта НВОС до даты изменения категории:
для объектов НВОС III категории - на основании Отчета и расчета нормативов допустимых выбросов или сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности);
для объектов НВОС II категории - на основании представленной Декларации.
Дополнительно сообщаем, что письма Минприроды России, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора
Департамента финансов и цифровизации
А.А.Майтесян