МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 августа 2021 г. N 11-50/11774-ОГ
О РАЗЪЯСНЕНИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ ОБРАЩЕНИЯ
С ОТХОДАМИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Минприроды России рассмотрело обращение, направленное письмом Минэкономразвития России, о разъяснении вопросов регулирования отходов производства и потребления, представленных вскрышными и вмещающими горными породами, порядка размещения (захоронения) отходов производства и потребления, регулирования мест размещения отходов, являющихся объектами государственной экологической экспертизы, и сообщает.
Вопросы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами производства и потребления" под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.
Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождению, условиям образования, принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме), определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО).
В настоящее время в ФККО включен следующий вид отходов: Блок 2 - отходы добычи полезных ископаемых, к которым в том числе отнесены отходы проведения вскрышных работ при добыче полезных ископаемых (код 2 00 100 00 00 0).
В соответствии с ФККО конкретные виды отходов, представляющие собой вскрышные и вмещающие породы, отнесены к V классу опасности (практически неопасные отходы).
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 (далее - Порядок N 1028).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 1028 учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Пунктом 3 части 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации "О недрах") установлено, что одним из видов пользования недрами является разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 22 Закона Российской Федерации "О недрах" пользователь недр имеет право использовать отходы добычи полезных ископаемых, образовавшиеся в результате деятельности данного пользователя недр, и связанных с ней перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии на пользование недрами или в соглашении о разделе продукции.
Собственник материалов (веществ), образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий и технологического регламента может реализовать их в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.
Проект рекультивации земель подготавливается и утверждается в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, согласно пункту 23 которых в случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе (далее - ГЭЭ).
Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ), статьи 11 и 12 которого содержат исчерпывающий перечень объектов ГЭЭ федерального и регионального уровней.
Согласно подпункту 7.2 статьи 11 Закона N 174-ФЗ к объектам ГЭЭ федерального уровня относятся проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
Также в соответствии с подпунктом 7.4 статьи 11 Закона N 174-ФЗ объектом ГЭЭ является проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности.
Таким образом, проект рекультивации земель подлежит ГЭЭ в случаях, установленных статьями 11 и 12 Закона N 174-ФЗ. В случае если проектом рекультивации земель предусмотрена ликвидация горной выработки с использованием вскрышных и вмещающих горных пород, не определенных в качестве отходов производства и потребления, то данная проектная документация не относится к объектам государственной экологической экспертизы. В то же время, в случае если проектными решениями предусмотрена рекультивация земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления, такая проектная документация является объектом государственной экологической экспертизы по основаниям, предусмотренным подпунктом 7.2 статьи 11 Закона N 174-ФЗ.
Директор Департамента
государственной политики
и регулирования в области
геологии и недропользования
А.В.ОРЕЛ