Письмо
Минприроды России
от 25.10.2023
№ 25-47/40662
О рассмотрении обращения
Минприроды России в рамках компетенции рассмотрело письмо по вопросу лицензирования деятельности по обработке отходов и сообщает.
На основании части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом № 99-ФЗ с учетом положений Закона № 89-ФЗ.
Лицензионные требования согласно части 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. № 2290 (далее - Положение № 2290).
В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В соответствии с пунктом 3 Положения № 2290 лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, в частности, для работ по обработке отходов I-IV классов опасности, является, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных), принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в случае если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок.
Вместе с тем, из существа запроса ООО "ЭКО ЦЕНТР" не представляется возможным определить, о каких именно отходах идет речь (отходах производства или потребления) и какие способы складирования применяются у юридических лиц, применяющих пресс-компакторы.
Пресс-компакторы могут использоваться для прессования смешанных твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), макулатуры (офисных бумаг, упаковочных материалов, картона), ПЭТ-бутылок, термоусадочной и стрейч пленки, различных пластиковых отходов.
При применении пресс-компакторов необходимо принимать во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 29 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, при транспортировании ТКО запрещается их уплотнение сверх предельно допустимого значения уплотнения, установленного договором на оказание услуг по транспортированию ТКО, заключаемого с региональным оператором по обращению с ТКО.
Пунктом 15 указанных Правил также предусмотрено, что потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Способы складирования также определены пунктом 10 указанных Правил (контейнеры, бункеры и др.).
В случае прессования макулатуры и других раздельно накапливаемых отходов необходимо обеспечивать их предварительную сортировку, что соответствует, например, "ГОСТ 10700-97. Межгосударственный стандарт. Макулатура бумажная и картонная. Технические условия".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р утвержден Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. В указанный Перечень включены все виды отходов, для прессования которых могут быть использованы пресс-компакторы, что исключает возможность прессования таких отходов без предварительной сортировки. Направление отходов, включенных в указанный Перечень, на захоронение является нарушением положений пункта 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ.
Таким образом, с учетом изложенного, деятельность по прессованию отходов в пресс-компакторах является деятельностью по обработке отходов и подлежит лицензированию в установленном порядке в случае, когда прессованию подвергаются отходы IV класса опасности.
Одновременно сообщаем, что письма Минприроды России, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Департамента
государственной политики и регулирования
в сфере обращения с отходами
производства и потребления
В.В.Руденко