ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2005 г.
N 69
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ПОДЗЕМНЫХ ВОД, ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКАХ НЕДР, РАЗМЕРЕ И ПОРЯДКЕ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЕ
В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации "О недрах" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение.
2. Организация проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется Федеральным агентством по недропользованию, а в части участков недр местного значения, запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. метров в сутки, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 210 "Об органах, осуществляющих государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1109).
Положение
о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 69)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее - государственная экспертиза), размер и порядок взимания платы за ее проведение.
2. Государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального использования недр, определения платежей за пользование недрами и границ участков недр, предоставляемых в пользование, составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых и государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых.
3. Государственная экспертиза может проводиться в течение всего срока геологического изучения недр при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
4. Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 куб. метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых).
Предоставление участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации о таких участках недр, результаты которой оформляются заключением государственной экспертизы геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
5. Заключение государственной экспертизы является основанием для постановки запасов полезных ископаемых и подземных вод на государственный баланс запасов полезных ископаемых.
6. Государственная экспертиза проводится за счет средств заявителей. Государственная экспертиза в отношении участков недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению пользователей недр либо государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по недропользованию, в отношении участков недр, за исключением участков недр, предоставленных в пользование.
6.1. Заключения государственной экспертизы, утвержденные Федеральным агентством по недропользованию, могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
II. Объекты государственной экспертизы
7. Объектами государственной экспертизы являются запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
8. Государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов (далее - материалы) по:
а) подсчету запасов полезных ископаемых и подземных вод всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых;
б) технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата;
в) оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых и подземных вод по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов;
г) геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, сброса сточных вод и иных нужд, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;
д) подсчету запасов полезных ископаемых и подземных вод выявленных месторождений полезных ископаемых;
е) выбору места размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, при разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии при разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведке и добыче таких полезных ископаемых, и вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
ж) списанию запасов полезных ископаемых с государственного баланса полезных ископаемых.
9. Требования к составу и правилам оформления материалов определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
9.1. Материалы, представленные на государственную экспертизу, подлежат государственной экспертизе в соответствии с требованиями, действовавшими на дату их представления согласно пунктам 10 и 18 настоящего Положения;
III. Организация проведения государственной экспертизы (за исключением участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. метров в сутки)
10. Для проведения государственной экспертизы заявитель направляет в адрес Федерального агентства по недропользованию:
материалы, подготовленные в соответствии с требованиями, определяемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также заявку на проведение государственной экспертизы в электронном виде, подписанную электронной подписью заявителя или уполномоченного представителя заявителя в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи", или такую заявку на бумажном носителе - в случае подачи заявки и прилагаемых к ней документов лично либо почтовым отправлением;
документы, подтверждающие оплату государственной экспертизы в размере, установленном в соответствии с разделом V настоящего Положения.
10.1. В состав предусмотренных абзацем вторым пункта 10 настоящего Положения материалов, направляемых для проведения государственной экспертизы материалов по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата, включается один из следующих технических проектов разработки месторождения углеводородного сырья или дополнение к нему:
а) проект пробной эксплуатации месторождения (залежи);
б) технологическая схема разработки месторождения;
в) технологический проект разработки месторождения.
11. Проведение государственной экспертизы осуществляется государственным учреждением, уполномоченным Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - уполномоченное учреждение).
12. Заявка и материалы, указанные в пункте 11 настоящего Положения, регистрируются Федеральным агентством по недропользованию, которое до 12 часов рабочего дня, следующего за днем регистрации материалов, направляет их для проверки комплектности и проведения государственной экспертизы в уполномоченное учреждение. Некомплектные материалы направляются учреждением в Федеральное агентство по недропользованию для возвращения заявителю не позднее 5 рабочих дней с даты их представления заявителем.
Заявитель вправе представить заявку и материалы на государственную экспертизу посредством использования официального сайта Федерального агентства по недропользованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
13. С целью проведения государственной экспертизы уполномоченное учреждение создает экспертную комиссию. Состав экспертной комиссии формируется из внештатных экспертов и штатных работников уполномоченного учреждения. Количество штатных работников уполномоченного учреждения в составе экспертной комиссии не может превышать 30 процентов от общего числа ее членов.
Экспертом может быть лицо, имеющее высшее образование, стаж работы в сфере недропользования не менее 5 лет, обладающее научными и (или) практическими познаниями по вопросу недропользования, к рассмотрению которого в ходе государственной экспертизы указанное лицо привлекается.
В экспертную комиссию не могут быть включены специалисты, являющиеся представителями заявителя и лицами, принимавшими участие в работах по подготовке представленных материалов, а также граждане, состоящие в трудовых или иных договорных отношениях с заявителем, и представители юридического лица, состоящего с заявителем в таких договорных отношениях.
Количество привлекаемых внештатных экспертов обуславливается сложностью рассматриваемых материалов.
Оплата труда внештатных экспертов осуществляется уполномоченным учреждением на договорной основе за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых в установленном порядке на обеспечение его деятельности.
Срок проведения государственной экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных материалов, но не должен превышать 65 рабочих дней.
В случае необходимости уполномоченное учреждение вправе запросить дополнительную информацию, уточняющую материалы, представленные заявителем. При этом срок проведения государственной экспертизы может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.
Срок проведения государственной экспертизы может быть продлен, но не более чем на 45 рабочих дней, если в ходе анализа представленных заявителем материалов экспертная комиссия выявила отклонения в объеме запасов углеводородного сырья не менее чем на 5 процентов и не более чем на 20 процентов относительно объема запасов углеводородного сырья, указанного в материалах, представленных на государственную экспертизу.
13.1. В случае представления заявителем на государственную экспертизу материалов по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата экспертная комиссия в течение 45 рабочих дней с даты получения указанных материалов от Федерального агентства по недропользованию подготавливает справку об оценке достоверности информации о количестве и качестве геологических запасов месторождения углеводородного сырья. В случае если срок проведения государственной экспертизы продлен на основании абзаца седьмого пункта 13 настоящего Положения, указанная справка подготавливается экспертной комиссией в течение 20 рабочих дней с даты принятия решения о продлении срока проведения государственной экспертизы. В случае если срок проведения государственной экспертизы продлен на основании абзаца восьмого пункта 13 настоящего Положения, указанная справка подготавливается экспертной комиссией в течение 45 рабочих дней с даты принятия решения о продлении срока проведения государственной экспертизы.
Справка об оценке достоверности информации о количестве и качестве геологических запасов месторождения углеводородного сырья должна содержать выводы о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества геологических запасов углеводородного сырья в недрах. Указанная справка подписывается членами экспертной комиссии и в течение 3 рабочих дней с даты подписания направляется уполномоченным учреждением в комиссию, предусмотренную пунктом 5 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами".
14. Результаты государственной экспертизы излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии и в течение 5 рабочих дней с даты подписания утверждается Федеральным агентством по недропользованию.
15. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением государственной экспертизы, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование.
16. Результаты проведения государственной экспертизы оформляются заключением государственной экспертизы, которое должно содержать выводы:
о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения;
о геологической, технологической и экономической обоснованности предельных значений кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых и подземных вод в недрах, обеспечивающих наиболее полную и рациональную отработку (выработку) запасов месторождений при соблюдении экологических требований;
об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых и подземных вод по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;
об обоснованности постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с государственного баланса, а также внесения в этот баланс изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов;
о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
об обоснованности выбора места размещения попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, при разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии при разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведке и добыче таких полезных ископаемых, и вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
иные выводы и рекомендации.
В случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, то заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.
17. Заключение государственной экспертизы в течение 5 рабочих дней с даты его утверждения Федеральным агентством по недропользованию направляется заявителю, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17.1 настоящего Положения.
Заключение государственной экспертизы направляется заявителю в электронном виде на адрес электронной почты, указанный в заявке. Заявитель вправе дополнительно получить заключение государственной экспертизы на бумажном носителе на основании соответствующего заявления.
17.1. Заключение государственной экспертизы, осуществляемой путем проведения анализа материалов по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата, направляется заявителю в течение 5 рабочих дней с даты его утверждения Федеральным агентством по недропользованию, но не позднее даты направления заявителю решения комиссии по согласованию проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации, рассмотрение которой осуществлялось в соответствии с пунктом 20 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами".
17.2. Заключение государственной экспертизы может быть передано заинтересованным органам государственной власти в электронном виде с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
IV. Организация проведения государственной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. метров в сутки
18. Для проведения государственной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. метров в сутки, заявитель направляет в адрес органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации материалы и документы, предусмотренные в пункте 10 настоящего Положения.
19. Проведение государственной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. метров в сутки, осуществляется экспертным органом, уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный экспертный орган).
19 1. Представление на государственную экспертизу материалов, предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "ж" пункта 8 настоящего Положения, в отношении общераспространенных полезных ископаемых по участку недр, не относящемуся к участку недр местного значения (за исключением участков недр федерального значения, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности и которые предоставлены для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, и участков недр, предоставленных для разведки и добычи углеводородного сырья или геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, осуществляемых по совмещенной лицензии), допускается при наличии положительного заключения государственной экспертизы, подготовленного в соответствии с разделом III настоящего Положения в отношении материалов по запасам полезных ископаемых, не относящимся к общераспространенным полезным ископаемым, по такому участку недр.
В случае поступления материалов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, уполномоченный экспертный орган запрашивает заключение государственной экспертизы, подготовленное в соответствии с разделом III настоящего Положения, в порядке, предусмотренном пунктом 17 2 настоящего Положения.
При наличии положительного заключения государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых по участку недр, не относящемуся к участку недр местного значения, изменение параметров кондиций для подсчета запасов не относящихся к общераспространенным полезных ископаемых по такому участку недр является основанием для подготовки пользователем недр материалов по пересчету запасов общераспространенных полезных ископаемых по такому участку недр и представления их на государственную экспертизу.
20. Уполномоченный экспертный орган в течение 3 рабочих дней с даты регистрации органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации поступивших материалов проверяет их комплектность и принимает комплектные материалы к рассмотрению. Некомплектные материалы возвращаются заявителю.
21. Для рассмотрения принятых материалов уполномоченным экспертным органом создается экспертная комиссия. Состав экспертной комиссии формируется из штатных сотрудников уполномоченного экспертного органа и утверждается уполномоченным экспертным органом.
Срок проведения государственной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. метров в сутки, определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема материалов, но не должен превышать 20 рабочих дней.
В случае необходимости уполномоченный экспертный орган вправе запросить дополнительную информацию, уточняющую материалы, представленные заявителем. При этом срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.
22. Результаты государственной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. метров в сутки, излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии и в течение 5 рабочих дней с даты подписания утверждается руководителем уполномоченного экспертного органа.
23. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением государственной экспертизы, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование.
24. Заключение государственной экспертизы должно содержать выводы:
о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения;
об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых и подземных вод по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;
об обоснованности постановки на территориальный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с территориального баланса, а также внесения изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов;
о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, и (или) в случае, предусмотренном абзацем первым пункта 19 1 настоящего Положения, представленные материалы не соответствуют заключению государственной экспертизы, подготовленному в соответствии с разделом III настоящего Положения, то заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.
25. Заключение государственной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. метров в сутки, в течение 5 рабочих дней с даты его утверждения руководителем уполномоченного экспертного органа направляется уполномоченным экспертным органом заявителю.
V. Размер и порядок взимания платы за проведение государственной экспертизы
26. За проведение государственной экспертизы устанавливается плата в размере согласно приложению N 1.
Категории месторождений по величине (объемам) запасов полезных ископаемых и подземных вод для определения размера платы за проведение государственной экспертизы устанавливаются согласно приложению N 2.
26.1. За проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых комплексного месторождения плата определяется по полезному ископаемому, объем запасов которого в данном месторождении является наибольшим.
Плата за проведение государственной экспертизы по заявке государственного учреждения, находящегося в ведении Федерального агентства по недропользованию, устанавливается в размере одной сотой от размера платы, предусмотренного пунктом 26 настоящего Положения, в случае, если подготовка представляемых на государственную экспертизу материалов предусмотрена утвержденным в установленном порядке государственным заданием указанного учреждения.
27. Плата за проведение государственной экспертизы производится заявителем перед представлением материалов и поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. метров в сутки.
Приложение N 1
к Положению о государственной
экспертизе запасов
полезных ископаемых и подземных
вод, геологической информации
о предоставляемых в пользование
участках недр, об определении
размера и порядка взимания
платы за ее проведение
Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр
Документы и материалы | Вид полезного ископаемого, участка недр | Категория месторождений | Размер платы (тыс. рублей) |
Документы и материалы по подсчету геологических запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений углеводородного сырья | нефть, газ | уникальные | 800 |
крупные | 480 | ||
средние | 320 | ||
мелкие | 160 | ||
Документы и материалы по подсчету запасов всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых (за исключением запасов углеводородного сырья) | месторождения рудных полезных ископаемых и алмазов | крупные | 360 |
средние | 240 | ||
мелкие | 120 | ||
месторождения нерудных полезных ископаемых, углей и горючих сланцев | крупные | 180 | |
средние | 120 | ||
мелкие | 60 | ||
россыпные месторождения | крупные | 90 | |
средние | 60 | ||
мелкие | 30 | ||
месторождения общераспространенных полезных ископаемых | крупные | 75 | |
средние | 50 | ||
мелкие | 25 | ||
подземные воды | крупные | 160 | |
средние | 80 | ||
мелкие | 40 | ||
эксплуатируемые одиночными скважинами для питьевого и технического водоснабжения | 10 | ||
Документы и материалы по подсчету геологических запасов всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений углеводородного сырья, включая обоснование показателей проницаемости | нефть | уникальные | 960 |
крупные | 576 | ||
средние | 384 | ||
мелкие | 192 | ||
Документы и материалы по подсчету геологических запасов всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений углеводородного сырья, включая определение стратиграфической принадлежности продуктивных отложений | нефть, газ | уникальные | 960 |
крупные | 576 | ||
средние | 384 | ||
мелкие | 192 | ||
Документы и материалы по подсчету геологических запасов всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений углеводородного сырья, включая определение стратиграфической принадлежности продуктивных отложений и обоснование показателей проницаемости | нефть, газ | уникальные | 1120 |
крупные | 672 | ||
средние | 448 | ||
мелкие | 224 | ||
Документы и материалы (технологическая схема разработки, дополнение к технологической схеме разработки, технологический проект разработки и дополнение к технологическому проекту разработки) по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата | нефть, газ | уникальные | 800 |
крупные | 480 | ||
средние | 320 | ||
мелкие | 160 | ||
очень мелкие | 80 | ||
Документы и материалы (дополнение к технологической схеме разработки по упрощенной схеме, дополнение к технологическому проекту разработки по упрощенной схеме, проект пробной эксплуатации и дополнение к проекту пробной эксплуатации) по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата | нефть, газ | уникальные | 400 |
крупные | 240 | ||
средние | 160 | ||
мелкие | 80 | ||
очень мелкие | 40 | ||
Документы и материалы по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов твердых полезных ископаемых в недрах | месторождения рудных полезных ископаемых и алмазов | крупные | 360 |
средние | 240 | ||
мелкие | 120 | ||
месторождения нерудных полезных ископаемых, углей и горючих сланцев | крупные | 180 | |
средние | 120 | ||
мелкие | 60 | ||
россыпные месторождения | крупные | 90 | |
средние | 60 | ||
мелкие | 30 | ||
месторождения общераспространенных полезных ископаемых | крупные | 75 | |
средние | 50 | ||
мелкие | 25 | ||
Документы и материалы по технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов подземных вод | подземные воды | крупные | 160 |
средние | 80 | ||
мелкие | 40 | ||
Документы и материалы по оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов залежи углеводородного сырья | нефть, газ | для всех категорий месторождений оплата производится по каждой залежи | 30 |
Документы и материалы по оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов залежи углеводородного сырья, включая обоснование показателей проницаемости | нефть | для всех категорий месторождений оплата производится по каждой залежи | 36 |
Документы и материалы по оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов залежи углеводородного сырья, включая определение стратиграфической принадлежности продуктивных отложений | нефть, газ | для всех категорий месторождений оплата производится по каждой залежи | 36 |
Документы и материалы по оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов залежи углеводородного сырья, включая определение стратиграфической принадлежности продуктивных отложений и обоснование показателей проницаемости | нефть, газ | для всех категорий месторождений оплата производится по каждой залежи | 42 |
Документы и материалы по оперативному изменению состояния запасов твердых полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов | месторождения рудных полезных ископаемых и алмазов | для всех категорий месторождений | 60 |
месторождения нерудных полезных ископаемых, углей и горючих сланцев | для всех категорий месторождений | 30 | |
россыпные месторождения | для всех категорий месторождений | 10 | |
месторождения общераспространенных полезных ископаемых | для всех категорий месторождений | 10 | |
Документы и материалы по подсчету запасов полезных ископаемых выявленных месторождений твердых полезных ископаемых | месторождения рудных полезных ископаемых и алмазов | крупные | 180 |
средние | 120 | ||
мелкие | 60 | ||
месторождения нерудных полезных ископаемых, углей и горючих сланцев | крупные | 90 | |
средние | 60 | ||
мелкие | 30 | ||
россыпные месторождения | для всех категорий месторождений | 30 | |
месторождения общераспространенных полезных ископаемых | для всех категорий месторождений | 25 | |
Документы и материалы по геологической информации об участках недр, намеченных для строительства и эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, захоронения радиоактивных отходов, отходов I - V классов опасности, сброса сточных вод, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, при разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии при разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведке и добыче таких полезных ископаемых, и вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, и иных нужд, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых | участки недр | для всех участков недр независимо от размера | 300 |
Приложение N 2
к Положению о государственной
экспертизе запасов
полезных ископаемыхи подземных
вод, геологической информации
о предоставляемых в пользование
участках недр, об определении
размера и порядка взимания
платы за ее проведение
Категории
месторождений по величине (объемам) запасов полезных ископаемых и подземных вод для определения размера платы за проведение государственной экспертизы
Полезное ископаемое | Единица измерения | Категории месторождений | ||
крупные*(1) | средние | мелкие*(2) | ||
1. Месторождения углеводородного сырья | ||||
Нефть и конденсат*(3) | млн. тонн | 30 | 30 - 5 | 5 |
Газ*(4) | млрд. куб. метров | 30 | 30 - 5 | 5 |
2. Месторождения рудных полезных ископаемых и алмазов | ||||
Железные руды | млн. тонн | 300 | 300 - 50 | 50 |
Марганцевые руды | млн. тонн | 30 | 30 - 3 | 3 |
Хромовые руды | млн. тонн | 10 | 10 - 1 | 1 |
Бериллий | тыс. тонн | 10 | 10 - 0,5 | 0,5 |
Бокситы | млн. тонн | 50 | 50 - 5 | 5 |
Вольфрам в коренных месторождениях | тыс. тонн | 100 | 100 - 10 | 10 |
Висмут | тыс. тонн | 15 | 15 - 1 | 1 |
Германий | тыс. тонн | 1,5 | 1,5 - 0,5 | 0,5 |
Кобальт | тыс. тонн | 15 | 15 - 2 | 2 |
Литий | тыс. тонн | 200 | 200 - 50 | 50 |
Медь | тыс. тонн | 1000 | 1000 - 100 | 100 |
Молибден | тыс. тонн | 50 | 50 - 5 | 5 |
Никель | тыс. тонн | 200 | 200 - 30 | 30 |
Ниобий | тыс. тонн | 300 | 300 - 50 | 50 |
Олово в коренных месторождениях | тыс. тонн | 50 | 50 - 5 | 5 |
Ртуть | тыс. тонн | 15 | 15 - 0,7 | 0,7 |
Свинец | тыс. тонн | 1000 | 1000 - 100 | 100 |
Стронций (целестин, стронцианит) | тыс. тонн | 500 | 500 - 100 | 100 |
Сурьма | тыс. тонн | 100 | 100 - 10 | 10 |
Тантал в коренных месторождениях | тыс. тонн | 5 | 5 - 0,5 | 0,5 |
Титан в коренных месторождениях | млн. тонн | 10 | 10 - 3 | 3 |
Цезий | тыс. тонн | 5 | 5 - 0,5 | 0,5 |
Цинк | тыс. тонн | 1000 | 1000 - 100 | 100 |
Цирконий | млн. тонн | 1,5 | 1,5 - 0,3 | 0,3 |
Золото в коренных месторождениях | тонн | 50 | 50 - 5 | 5 |
Серебро | тонн | 3000 | 3000 - 500 | 500 |
Платина в коренных месторождениях | тонн | 30 | 30 - 3 | 3 |
Радиоактивное сырье | тыс. тонн | 20 | 20 - 5 | 5 |
Алмазы в коренных месторождениях | млн. карат | 20 | 20 - 1 | 1 |
3. Месторождения нерудных полезных ископаемых, углей, горючих сланцев | ||||
Уголь: | ||||
коксующийся | млн. тонн | 300 | 300 - 50 | 50 |
энергетический | млн. тонн | 500 | 500 - 50 | 50 |
бурый | млн. тонн | 1000 | 1000 - 100 | 100 |
Горючие сланцы | млн. тонн | 1000 | 1000 - 100 | 100 |
Фосфориты | млн. тонн | 30 | 30 - 10 | 10 |
Апатиты | млн. тонн | 50 | 50 - 10 | 10 |
Борные руды: | ||||
бораты | млн. тонн | 1,5 | 1,5 - 0,2 | 0,2 |
боросиликаты | млн. тонн | 20 | 20 - 5 | 5 |
Калийные соли | млн. тонн | 500 | 500 - 100 | 100 |
Сера самородная | млн. тонн | 20 | 20 - 2 | 2 |
Сода природная | млн. тонн | 50 | 50 - 3 | 3 |
Соль поваренная: | ||||
пищевая | млн. тонн | 300 | 300 - 100 | 100 |
химическая | млн. тонн | 1000 | 1000 - 200 | 200 |
Магниевые соли | млн. тонн | 80 | 80 - 10 | 10 |
Сульфат натрия | млн. тонн | 10 | 10 - 5 | 5 |
Абразивы: | ||||
корунд, гранат | тыс. тонн | 100 | 100 - 30 | 30 |
наждак | тыс. тонн | 300 | 300 - 100 | 100 |
Асбест: | ||||
хризотиловый | млн. тонн | 15 | 15 - 2 | 2 |
антофиллитовый | тыс. тонн | 40 | 40 - 5 | 5 |
амфиболитовый | тыс. тонн | 5 | 5 - 0,5 | 0,5 |
Барит | млн. тонн | 3 | 3 - 1 | 1 |
Брусит | млн. тонн | 5 | 5 - 2 | 2 |
Волластонит | млн. куб. метров | 3 | 3 - 1 | 1 |
Глины: | ||||
огнеупорные | млн. тонн | 25 | 25 - 5 | 5 |
тугоплавкие | млн. тонн | 50 | 50 - 10 | 10 |
бентонитовые, палыгорскитовые | млн. тонн | 15 | 15 - 2 | 2 |
Горные породы (для изготовления декоративно-облицовочных материалов) |
млн. куб. метров | 5 | 5 - 2 | 2 |
Графит | млн. тонн | 15 | 15 - 3 | 3 |
Тальк, тальковый камень, пирофиллит | млн. тонн | 5 | 5 - 0,5 | 0,5 |
Каолины | млн. тонн | 25 | 25 - 5 | 5 |
Бокситы (для производства огнеупоров) |
млн. тонн | 10 | 10 - 3 | 3 |
Доломиты (для металлургической и химической промышленности) |
млн. тонн | 100 | 100 - 30 | 30 |
Известняки (для металлургической, химической, стекольной, пищевой промышленности) |
млн. тонн | 150 | 150 - 50 | 50 |
Кварцит (для динаса, ферросплавов, карбида, кремния) |
млн. тонн | 30 | 30 - 5 | 5 |
Диатомит, спонголит | млн. тонн | 5 | 5 - 1 | 1 |
Магнезит | млн. тонн | 100 | 100 - 10 | 10 |
Мраморы (архитектурно-строительные, поделочные и статуарные) |
млн. тонн | 2 | 2 - 0,5 | 0,5 |
Пегматиты, полевошпатовое сырье | млн. тонн | 2 | 2 - 0,5 | 0,5 |
Эффузивные породы для производства вспученных материалов | млн. тонн | 5 | 2 - 1 | 1 |
Формовочные материалы | млн. тонн | 20 | 20 - 5 | 5 |
Плавиковый шпат | млн. тонн | 5 | 5 - 1 | 1 |
Слюда - мусковит | тыс. тонн | 20 | 20 - 2 | 2 |
Слюда - флогопит и вермикулит | тыс. тонн | 1 | 1 - 0,1 | 0,1 |
Цеолиты | тыс. тонн | 100 | 100 - 0,1 | 0,1 |
Гипс, ангидрит | тыс. тонн | 20 | 20 - 5 | 5 |
Ювелирные (полудрагоценные) камни (аквамарин, аметист, берилл, бирюза, хризолит, опал благородный) | килограммов | 500 | 500 - 50 | 50 |
Ювелирно-поделочные камни (агат, жадеит, лазурит, малахит, нефрит, сердолик, чароит) | тонн | 900 | 900 - 200 | 200 |
Поделочные камни (змеевик, оникс мраморный, офиокальцит, яшма) | тонн | 10000 | 10000 - 3000 | 3000 |
Кварц жильный для плавки оптического кварцевого стекла | тыс. тонн | 500 | 500 - 100 | 100 |
Кварц жильный для оптического стекловарения | млн. тонн | 3 | 3 - 0,5 | 0,5 |
Кварц жильный для синтеза оптических кристаллов кварца | тыс. тонн | 100 | 100 - 40 | 40 |
Пьезооптическое сырье: | ||||
пьезокварц | тонн | 5 | 5 - 1,5 | 1,5 |
горный хрусталь | тонн | 500 | 500 - 200 | 200 |
исландский шпат | тонн | 8 | 8 - 1 | 1 |
оптический флюорит | тонн | 0,5 | 0,5 - 0,1 | 0,1 |
Драгоценные камни (изумруд, сапфир, рубин, александрит) | тыс. карат | 100 | 100 - 10 | 10 |
4. Россыпные месторождения рудных полезных ископаемых и алмазов | ||||
Вольфрам | тыс. тонн | 15 | 15 - 1 | 1 |
Олово | тыс. тонн | 10 | 10 - 1 | 1 |
Тантал | тыс. тонн | 1 | 1 - 0,1 | 0,1 |
Титан: | ||||
рутил | млн. тонн | 1 | 1 - 0,1 | 0,1 |
ильменит | млн. тонн | 5 | 5 - 0,5 | 0,5 |
Золото | тонн | 3 | 3 - 0,5 | 0,5 |
Платина | тонн | 3 | 3 - 0,5 | 0,5 |
Алмазы | млн. карат | 5 | 5 - 0,1 | 0,1 |
5. Месторождения общераспространенных полезных ископаемых | ||||
Общераспространенные полезные ископаемые | млн. куб. метров | 5 | 1 - 5 | 1 |
6. Подземные воды | ||||
Пресные воды для питьевого и хозяйственно-бытового, а также технического водоснабжения | тыс. куб. метров в сутки | 200 | 200 - 30 | 30 |
Термальные воды для производства тепловой или электрической энергии | тыс. куб. метров в сутки (в виде пароводяной смеси - тонн в сутки) | 30 | 30 - 15 | 15 |
Минеральные воды (лечебные и природные столовые): | ||||
сероводородные, радоновые, кремнистые, рассолы | куб. метров в сутки | 500 | 500 - 100 | 100 |
углекислые, железистые, содержащие органику, сульфидные, минерализованные различного состава, природные столовые | куб. метров в сутки | 300 | 300 - 50 | 50 |
азотные термы | куб. метров в сутки | 1500 | 1500 - 300 | 300 |
Промышленные воды для извлечения полезных компонентов | тыс. куб. метров в сутки | 30 | 30 - 15 | 15 |
_____________________________
*(1) К крупным месторождениям полезных ископаемых относятся месторождения с запасами более указанной цифры.
*(2) К мелким месторождениям полезных ископаемых относятся месторождения с запасами менее указанной цифры.
*(3) Месторождения нефти и конденсата с извлекаемыми запасами более 300 млн. тонн относятся к уникальным месторождениям, с запасами менее 1 млн. тонн - к очень мелким месторождениям.
*(4) Месторождения газа с извлекаемыми запасами более 300 млрд. куб. метров относятся к уникальным месторождениям, с запасами менее 1 млрд. куб. метров - к очень мелким месторождениям.