Утратил силу
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29.11.2023
№ 2029
Об утверждении Правил осуществления государственного мониторинга состояния недр и мониторинга состояния недр на участке недр, предоставленном в пользование
В соответствии со статьей 36.2 Закона Российской Федерации "О недрах" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления государственного мониторинга состояния недр и мониторинга состояния недр на участке недр, предоставленном в пользование.
2. Заключение соглашений об информационном взаимодействии, предусмотренных пунктом 11 Правил, утвержденных настоящим постановлением, осуществляется не позднее 1 декабря 2024 г.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г.
Правила, утвержденные настоящим постановлением, действуют до 1 сентября 2030 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 ноября 2023 года № 2029
Правила осуществления государственного мониторинга состояния недр и мониторинга состояния недр на участке недр, предоставленном в пользование
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления государственного мониторинга состояния недр (далее - государственный мониторинг) и мониторинга состояния недр на участке недр, предоставленном в пользование (далее - локальный мониторинг).
2. Государственный мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием недр и происходящими в них процессами, оценки и прогноза изменений состояния недр под воздействием природных и (или) антропогенных факторов.
3. Государственный мониторинг является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
4. Государственный мониторинг осуществляется органами и организациями, предусмотренными пунктом 2 статьи 36.2 Закона Российской Федерации "О недрах".
Государственные учреждения, подведомственные Федеральному агентству по недропользованию, осуществляют государственный мониторинг на основании государственного задания.
Государственные учреждения, подведомственные Федеральному агентству по недропользованию, при осуществлении государственного мониторинга вправе привлекать исполнителей по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при участии в осуществлении государственного мониторинга вправе привлекать государственные учреждения, созданные субъектом Российской Федерации, и (или) исполнителей по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Федеральное агентство по недропользованию, его территориальные органы и подведомственные ему государственные учреждения осуществляют государственный мониторинг на основании следующих данных:
а) сведения, получаемые в результате своей деятельности;
б) геологическая информация о недрах;
в) сведения, получаемые от других государственных органов и их подведомственных учреждений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц;
г) данные дистанционного зондирования Земли из космоса.
6. Объектами государственного мониторинга являются недра на территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российского сектора дна Каспийского моря, в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, происходящие в них процессы, а также подземные воды.
Государственный мониторинг проводится на неиспользуемых частях недр в пределах территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российского сектора дна Каспийского моря, в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и может проводиться на участках недр, предоставленных в пользование, в случае проведения подведомственными Федеральному агентству по недропользованию государственными учреждениями плановых гидрогеологических и инженерно-геологических обследований для верификации данных локального мониторинга, осуществляемого пользователем недр, а также в случаях использования скважин пользователей недр в качестве пункта наблюдений государственной опорной наблюдательной сети.
7. Целями государственного мониторинга являются:
а) выявление, оценка и прогнозирование изменений состояния недр под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
б) оценка и прогнозирование изменений состояния подземных вод;
в) обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацией о состоянии недр и происходящих в недрах процессах, а также информацией о состоянии подземных вод.
8. Государственный мониторинг осуществляется на основе наблюдений с использованием технических и программных средств, обеспечивающих совместимость данных, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, между собой, а также с данными других видов мониторинга, являющихся частями государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), и локального мониторинга.
Методическое обеспечение государственного мониторинга осуществляется Федеральным агентством по недропользованию.
9. Государственный мониторинг включает:
а) мониторинг подземных вод;
б) мониторинг опасных экзогенных геологических процессов;
в) мониторинг опасных эндогенных геологических процессов;
г) мониторинг состояния недр, в том числе во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российского сектора дна Каспийского моря, в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
10. Федеральное агентство по недропользованию, его территориальные органы и подведомственные ему государственные учреждения при осуществлении государственного мониторинга взаимодействуют в форме представления и (или) получения информации со следующими федеральными органами исполнительной власти и организациями:
а) Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации - при создании и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
б) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - в части координации действий при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций, а также в части получения и использования плановой, оперативной и прогностической информации в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - в части получения и использования результатов государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;
г) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - в части получения и использования материалов и результатов инженерных изысканий, размещенных в единой государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности "Стройкомплекс.РФ";
д) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в части получения и использования данных государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведений, получаемых при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного геологического контроля (надзора);
е) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - в части получения и использования результатов ведения государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения;
ж) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - в части получения и использования информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды;
з) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в части получения и использования сведений, получаемых при ведении социально-гигиенического мониторинга, включая сведения об оценке качества воды подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
и) Федеральное агентство водных ресурсов - в части получения и использования сведений о заборе водных ресурсов из подземных водных объектов и сбросе вод в подземные водные объекты, получаемых при осуществлении государственного мониторинга водных объектов;
к) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" - в части получения и использования данных о состоянии недр, полученных локальными системами наблюдений в районах размещения ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов на особых территориях (санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения), эксплуатируемых организациями, в отношении которых соответствующие органы управления осуществляют государственное управление использованием атомной энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;
л) Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" - в части получения и использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса, в том числе содержащихся в федеральном фонде данных дистанционного зондирования Земли из космоса.
11. Взаимодействие в форме представления и (или) получения информации, указанной в пункте 10 настоящих Правил, осуществляется на основании заключенных соглашений об информационном взаимодействии на безвозмездной основе, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил.
Типовая форма соглашения об информационном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации при осуществлении государственного мониторинга устанавливается Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Информация, указанная в пункте 10 настоящих Правил, может быть получена с использованием единой государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности "Стройкомплекс.РФ", федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса, а также иных федеральных государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов при наличии доступа к информации, содержащейся в таких ресурсах.
12. Локальный мониторинг осуществляется пользователем недр на участке недр, предоставленном ему в пользование.
13. Локальный мониторинг представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием недр и происходящими в них процессами, оценки и прогноза изменений состояния недр под воздействием природных и (или) антропогенных факторов при осуществлении пользования недрами на предоставленном в пользование участке недр.
14. Объектами локального мониторинга являются участки недр, предоставленные в пользование, и происходящие в недрах процессы, а также подземные воды в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами на участке недр.
15. Целями локального мониторинга являются:
а) выявление, оценка и прогнозирование изменений состояния недр под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
б) соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, охране окружающей среды.
16. Основными задачами локального мониторинга являются:
а) создание и (или) эксплуатация пунктов наблюдений за состоянием недр (далее - локальная наблюдательная сеть);
б) регулярные наблюдения за состоянием недр и его изменениями по локальной наблюдательной сети;
в) проведение плановых и оперативных обследований территории участка недр, предоставленного в пользование;
г) сбор, хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии недр и его изменениях на участке недр, предоставленном в пользование;
д) проведение оценки и прогнозирования изменений состояния недр под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
е) своевременное выявление и прогнозирование развития природных и техногенных процессов, влияющих на состояние недр на участке недр, предоставленном в пользование;
ж) оценка эффективности реализации мероприятий по охране окружающей среды, охране недр и подземных водных объектов при осуществлении пользования недрами, а также по предотвращению или снижению негативного воздействия опасных геологических процессов;
з) предотвращение причинения вреда недрам при осуществлении пользования недрами;
и) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений и (или) осложняющих их разработку;
к) обеспечение сохранности находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях;
л) исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, подземных вод после извлечения из них полезных компонентов, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
м) предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
н) обеспечение сохранности полезных ископаемых и полезных компонентов, содержащихся в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах, образовавшихся при осуществлении пользования недрами на предоставленном в пользование участке недр.
17. Пользователи недр ежегодно обеспечивают передачу данных локального мониторинга с использованием портала недропользователей и геологических организаций "Личный кабинет недропользователя" на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Данные, полученные в результате проведения государственного мониторинга и локального мониторинга, являются геологической информацией о недрах и подлежат включению в федеральную государственную информационную систему "Единый фонд геологической информации о недрах" в электронном виде. Результаты локального мониторинга учитываются при осуществлении государственного мониторинга.
18. Результаты государственного мониторинга подлежат размещению на официальном сайте подведомственного Федеральному агентству по недропользованию государственного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенном Федеральным агентством по недропользованию.
Состав подлежащих размещению сведений, порядок их размещения устанавливаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
II. Осуществление государственного мониторинга
19. Государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений за состоянием недр, плановых и оперативных обследований, данных дистанционного зондирования Земли из космоса, данных, полученных с беспилотных воздушных судов, первичных статистических данных, результатов локального мониторинга, а также иной информации, получаемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими и физическими лицами.
20. Система государственного мониторинга включает в себя следующие подсистемы:
а) мониторинг подземных вод;
б) мониторинг опасных экзогенных геологических процессов;
в) мониторинг опасных эндогенных геологических процессов;
г) мониторинг состояния недр, в том числе во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российского сектора дна Каспийского моря, в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
21. Мониторинг подземных вод осуществляется посредством оценки состояния подземных вод и прогноза его изменений под влиянием природных факторов, пользования недрами и других видов хозяйственной деятельности, выявления негативных процессов загрязнения подземных вод, оценки состояния и использования минерально-сырьевой базы подземных вод.
Мониторинг подземных вод одновременно является составной частью государственного мониторинга водных объектов.
22. Мониторинг опасных экзогенных геологических процессов осуществляется посредством выявления, учета, оценки состояния и прогнозирования региональной активности опасных экзогенных геологических процессов.
23. Мониторинг опасных эндогенных геологических процессов осуществляется посредством оценки изменений геодинамического состояния недр и степени сейсмической опасности сейсмоопасных регионов Российской Федерации.
Мониторинг опасных эндогенных геологических процессов осуществляется для решения задач федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений в части функций Федерального агентства по недропользованию.
24. Мониторинг состояния недр, в том числе во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в том числе в пределах российского сектора дна Каспийского моря, в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя, осуществляется посредством выявления, учета, оценки состояния и прогнозирования региональной активности опасных геологических процессов, оценки влияния пользования недрами и иных видов хозяйственной деятельности на состояние недр.
25. Государственная система наблюдений за состоянием недр включает в себя:
а) государственную опорную наблюдательную сеть государственного мониторинга, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральным агентством по недропользованию;
б) региональные наблюдательные сети государственного мониторинга, формирование и функционирование которых обеспечивается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о создании такой наблюдательной сети).
26. В состав государственной опорной наблюдательной сети государственного мониторинга входят следующие наблюдательные сети:
а) наблюдательная сеть мониторинга подземных вод, включающая пункты наблюдений за состоянием подземных вод;
б) наблюдательная сеть мониторинга опасных экзогенных геологических процессов, включающая пункты наблюдений за опасными экзогенными геологическими процессами и наблюдательные полигоны;
в) наблюдательная сеть мониторинга опасных эндогенных геологических процессов, включающая пункты наблюдений гидрогеодеформационного, геофизического и газогеохимического мониторинга и наблюдательные полигоны;
г) наблюдательная сеть мониторинга состояния недр внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации, в том числе в пределах российского сектора дна Каспийского моря, в Черном и Азовском морях, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя, включающая пункты наблюдений за опасными геологическими процессами и наблюдательные полигоны.
27. Объекты государственной опорной наблюдательной сети, используемые для проведения государственного мониторинга, используются государственными учреждениями, подведомственными Федеральному агентству по недропользованию и осуществляющими государственный мониторинг, на праве оперативного управления.
28. В состав региональных наблюдательных сетей государственного мониторинга входят следующие наблюдательные сети (в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о создании такой наблюдательной сети):
а) наблюдательная сеть мониторинга подземных вод, включающая пункты наблюдений за состоянием подземных вод;
б) наблюдательная сеть мониторинга опасных экзогенных геологических процессов, включающая пункты наблюдений за опасными экзогенными геологическими процессами и наблюдательные полигоны.
29. При формировании государственной системы наблюдений за состоянием недр учитываются пункты и системы наблюдений, входящие в состав локальной наблюдательной сети, а также пункты и системы наблюдений, создаваемые иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими наблюдения за состоянием недр и происходящими в них процессами, подземными водами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
30. Федеральное агентство по недропользованию, его территориальные органы и подведомственные ему государственные учреждения в целях осуществления государственного мониторинга обеспечивают:
а) создание и развитие государственной опорной наблюдательной сети государственного мониторинга;
б) регулярные наблюдения за состоянием недр и подземных вод по государственной опорной наблюдательной сети государственного мониторинга;
в) проведение плановых и оперативных обследований;
г) сбор, хранение, обработку (обобщение, систематизацию) и анализ информации о состоянии недр, происходящих в них процессах, об изменениях состояния недр, полученной Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными ему государственными учреждениями, сведений, представленных другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с которыми взаимодействует Федеральное агентство по недропользованию, а также сведений, представленных юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) поиск, получение (сбор), хранение, обработку (обобщение, систематизацию) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на состояние недр, о характере, видах и об объеме такого воздействия;
е) оценку состояния недр и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
ж) создание и функционирование информационных ресурсов государственного мониторинга;
з) выработку предложений о предотвращении негативного воздействия на состояние недр, за исключением участков недр местного значения, оценку эффективности проводимых природоохранных мероприятий;
и) предоставление органам государственной власти информации о состоянии недр и его изменениях в целях реализации полномочий данных органов в сфере использования и охраны недр, а также полномочий по федеральному государственному геологическому контролю (надзору);
к) предоставление федеральным органам исполнительной власти, исполнительным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям, входящим в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной, аналитической и прогностической информации о состоянии недр и его изменениях в целях обеспечения безопасности населения и снижения ущерба экономике от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
л) предоставление юридическим и физическим лицам информации о состоянии недр и его изменениях посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
31. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвуя в осуществлении государственного мониторинга, вправе обеспечивать:
а) создание и развитие региональных наблюдательных сетей государственного мониторинга;
б) регулярные наблюдения за состоянием недр и подземных вод по региональным наблюдательным сетям государственного мониторинга;
в) получение (сбор), хранение, обработку (обобщение, систематизацию) и анализ информации о состоянии недр, происходящих в них процессах, об изменениях состояния недр на территории субъекта Российской Федерации и в границах участков недр местного значения;
г) выработку предложений о предотвращении негативного воздействия на состояние недр, оценку эффективности проводимых природоохранных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации и в границах участков недр местного значения.
32. Формы и порядок представления в Федеральное агентство по недропользованию данных государственного мониторинга, полученных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Представление в Федеральное агентство по недропользованию данных государственного мониторинга, полученных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется в машиночитаемом виде на безвозмездной основе.
III. Осуществление локального мониторинга
33. Локальный мониторинг проводится пользователем недр при осуществлении:
а) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
б) разведки и добычи полезных ископаемых и подземных вод, в том числе добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород, использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, размещения в пластах горных пород подземных вод после извлечения из них полезных компонентов пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу подземных вод или геологическое изучение, разведку и добычу подземных вод;
в) разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых;
г) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов (пунктов захоронения), отходов производства и потребления I-V классов опасности (объектов захоронения отходов);
д) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости).
34. Состав мероприятий по локальному мониторингу, их объемы, места проведения, последовательность, сроки и порядок проведения определяются пользователем недр в проектной документации, предусмотренной пунктом 35 настоящих Правил, и могут включать следующие мероприятия в зависимости от вида полезных ископаемых и вида пользования недрами:
а) оценка текущего состояния разрабатываемых месторождений и прогнозирование изменений этого состояния в части рационального использования и охраны недр;
б) оценка состояния подземных вод и прогноз изменений этого состояния;
в) оценка состояния недр и прогноз изменений этого состояния при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов (пунктов захоронения), отходов производства и потребления I-V классов опасности (объектов захоронения отходов), а также хранилищ углеводородного сырья;
г) осуществление контроля за соблюдением мест заложения, направлений и параметров горных выработок, технологических схем проходки, размеров предохранительных целиков и нормативов потерь в части рационального использования и охраны недр;
д) проведение наблюдений за проявлением горного давления, сдвижением горного массива и другими явлениями, возникающими при разработке месторождения.
35. Локальный мониторинг осуществляется пользователем недр в соответствии со следующей проектной документацией:
а) проектная документация на осуществление геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, оценку пригодности участка недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых, подлежащая экспертизе в порядке, установленном в соответствии со статьей 36.1 Закона Российской Федерации "О недрах", - в отношении видов пользования недрами, предусмотренных подпунктами "а" и "д" пункта 33, а также подпунктом "б" пункта 33 настоящих Правил в части разведки месторождений полезных ископаемых;
б) технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, технические проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений, технические проекты ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, подлежащие согласованию в порядке, установленном в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах", - в отношении видов пользования недрами, предусмотренных подпунктом "г" пункта 33, а также подпунктом "б" пункта 33 настоящих Правил в части добычи полезных ископаемых и подземных вод, в том числе добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород, использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, размещения в пластах горных пород подземных вод после извлечения из них полезных компонентов пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу подземных вод или геологическое изучение, разведку и добычу подземных вод;
в) проектная документация на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых - в отношении вида пользования недрами, предусмотренного подпунктом "в" пункта 33 настоящих Правил.