ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2024 года
№ 1186
Об утверждении Положения об округах санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов
В соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 4 и 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение об округах санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов;
изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467 "Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 2, ст.471; 2022, № 1, ст.183; № 2, ст.536; 2024, № 25, ст.3505).
2. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
3. Установить, что перечень видов деятельности, осуществление которых допускается и (или) запрещается в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, не применяется к отношениям, связанным с эксплуатацией (в том числе капитальным ремонтом, ремонтом), реконструкцией, со сносом объектов капитального строительства, созданных в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов, установленных до 1 сентября 2024 г., при условии, что такие объекты капитального строительства созданы или реконструируются на основании разрешений на строительство, выданных до 1 января 2025 г., или строительство, реконструкция которых начаты до 1 января 2025 г., если для строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства не требуется выдача разрешений на строительство.
4. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных пунктом 10 Положения, утвержденного настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.
6. Положение, утвержденное настоящим постановлением, действует в течение 6 лет со дня вступления в силу настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 августа 2024 года № 1186
Положение об округах санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок установления, изменения округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов и прекращения их существования, режим которых обеспечивает сохранение природных лечебных ресурсов (далее - округ санитарной (горно-санитарной) охраны).
2. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются бессрочно.
3. Основаниями для принятия решения об установлении, изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны, о прекращении их существования являются:
а) в отношении решения об установлении округа санитарной (горно-санитарной) охраны - включение в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации сведений о природном лечебном ресурсе;
б) в отношении решения об изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны - исключение природного лечебного ресурса из классификации природных лечебных ресурсов, исключение сведений о природном лечебном ресурсе из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации или прекращение действия специального медицинского заключения в отношении природного лечебного ресурса в случае, если на соответствующей территории помимо природного лечебного ресурса, который исключен из классификации природных лечебных ресурсов, сведения о котором были исключены из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации или в отношении которого прекращено действие специального медицинского заключения, расположены иные природные лечебные ресурсы, в отношении которых был установлен общий округ санитарной (горно-санитарной) охраны;
в) в отношении решения о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны - исключение природного лечебного ресурса из классификации природных лечебных ресурсов, исключение сведений о природном лечебном ресурсе из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации или прекращение действия специального медицинского заключения в отношении природного лечебного ресурса, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "б" настоящего пункта.
II. Порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны и о прекращении их существования
4. Решение об установлении, изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны в отношении природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов, о прекращении существования такого округа принимается Министерством здравоохранения Российской Федерации и оформляется приказом.
Подготовка указанного решения Министерства здравоохранения Российской Федерации осуществляется уполномоченным структурным подразделением Министерства здравоохранения Российской Федерации.
5. Решение об установлении, изменении или о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны в отношении природных лечебных ресурсов, не указанных в пункте 4 настоящего Положения, принимается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Подготовка решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
6. Проект округа санитарной (горно-санитарной) охраны, необходимый для подготовки решения об установлении или изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны в отношении природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов, разрабатывается федеральными государственными бюджетными учреждениями, подведомственными уполномоченным исполнительным органам государственной власти (далее - учреждения), на основании государственного задания. Разработка проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны также может осуществляться иными заинтересованными лицами.
Разработка проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны в отношении природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов, осуществляется при наличии оснований, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящего Положения.
Подготовка решения об изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны в отношении природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов, осуществляется в порядке, аналогичном порядку подготовки решения об их установлении.
7. Решение об установлении или изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны в отношении природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов, принимается Министерством здравоохранения Российской Федерации с учетом рекомендаций межведомственной комиссии по курортному делу в срок не более 60 календарных дней со дня поступления проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны от учреждений или иных заинтересованных лиц.
Проект округа санитарной (горно-санитарной) охраны представляется в Министерство здравоохранения Российской Федерации в электронном виде и в одном экземпляре на бумажном носителе, в прошитом виде и подписанным уполномоченным лицом учреждения или иным заинтересованным лицом.
Межведомственная комиссия по курортному делу предварительно рассматривает проект округа санитарной (горно-санитарной) охраны, поступивший от учреждений или иных заинтересованных лиц, в срок не более 10 рабочих дней со дня их поступления в Министерство здравоохранения Российской Федерации и формирует в отношении такого проекта рекомендации:
о соответствии проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны требованиям, установленным настоящим Положением, и возможности использования проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны для подготовки решения об установлении или изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны в отношении природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов;
о несоответствии проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны требованиям, установленным настоящим Положением, и невозможности его использования для подготовки решения об установлении или изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны в отношении природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов, в связи с наличием в таком проекте оснований, предусмотренных пунктом 42 настоящего Положения.
Сформированные межведомственной комиссией по курортному делу рекомендации оформляются протоколом заседания межведомственной комиссии по курортному делу.
Решение об отказе в установлении или изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны принимается Министерством здравоохранения Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня оформления протокола заседания межведомственной комиссии по курортному делу при наличии оснований, предусмотренных пунктом 42 настоящего Положения.
Уведомление Министерства здравоохранения Российской Федерации о принятии решения об отказе в установлении или изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны направляется учреждениям или иным заинтересованным лицам в течение 3 дней со дня его принятия.
Учреждения или иные заинтересованные лица вправе представить проект округа санитарной (горно-санитарной) охраны после устранения оснований для отказа в установлении или изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
8. При наличии оснований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 3 настоящего Положения, Министерство здравоохранения Российской Федерации в течение 45 календарных дней со дня исключения сведений в государственном реестре курортного фонда Российской Федерации, исключения природного лечебного ресурса из классификации природных лечебных ресурсов, прекращения действия специального медицинского заключения в отношении природного лечебного ресурса принимает решение о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
9. Положение о межведомственной комиссии по курортному делу и ее состав утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральным дорожным агентством, Федеральным агентством железнодорожного транспорта, Федеральным агентством морского и речного транспорта, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральным агентством лесного хозяйства и Федеральным агентством воздушного транспорта.
10. В течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет такое решение в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в уполномоченные органы местного самоуправления, осуществляющие ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях муниципальных районов, на которых установлен округ санитарной (горно-санитарной) охраны.
11. В течение 5 рабочих дней со дня принятия высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации решения об установлении, изменении или о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации направляет такое решение в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
12. Обязательным приложением к решению Министерства здравоохранения Российской Федерации или высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации об установлении или изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны являются сведения о границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны и границах его зон, содержащие графическое описание местоположения таких границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
13. Графическое описание местоположения границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны и границ его зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, оформляются в электронном виде (формат XML) в соответствии с формой и требованиями, которые установлены Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
14. Сведения о решениях Министерства здравоохранения Российской Федерации и высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации об установлении, изменении или о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны размещаются Министерством здравоохранения Российской Федерации и уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в государственном реестре курортного фонда Российской Федерации.
Достоверность сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, подтверждается посредством использования усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи".
III. Перечень объектов, в целях защиты и сохранения которых устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны
15. Объектами, в целях защиты и сохранения которых устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны, являются:
месторождение минеральных вод (или их участки);
месторождение лечебных грязей;
имеющее лечебные свойства месторождение полезных ископаемых и специфических минеральных ресурсов (рапа лиманов и озер, бишофит, лечебные соли);
месторождение лечебных природных газов;
лечебный климат.
IV. Правила определения округов санитарной (горно-санитарной) охраны
16. В границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны включаются земли, земельные и лесные участки, части таких участков, обладающие природными лечебными ресурсами, водные объекты, части таких объектов, содержащие природные лечебные ресурсы.
Земли, земельные и лесные участки, части таких участков, водные объекты, части таких объектов, которые прилегают к месторождениям природных лечебных ресурсов, водным объектам, содержащим природные лечебные ресурсы, в целях охраны природных лечебных ресурсов также включаются в границы округов санитарной (горно-санитарной) охраны (за исключением округа санитарной охраны, устанавливаемого в целях охраны лечебного климата).
17. В целях охраны минеральных вод, лечебных грязей, имеющих лечебные свойства полезных ископаемых и специфических минеральных ресурсов, лечебных природных газов устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В целях охраны иных природных лечебных ресурсов устанавливаются округа санитарной охраны.
В границах округа горно-санитарной охраны может выделяться до трех зон (первая, вторая, третья).
Первая зона округа горно-санитарной охраны предназначена для защиты месторождений минеральных вод, лечебных грязей, других полезных ископаемых, имеющих лечебные свойства, и специфических минеральных ресурсов, а также сооружений для их добычи от случайных или умышленных загрязнений и повреждений.
Вторая зона округа горно-санитарной охраны предназначена для охраны месторождений минеральных вод, лечебных грязей, других полезных ископаемых, имеющих лечебные свойства, и специфических минеральных ресурсов от загрязнения и истощения в результате хозяйственной деятельности и проведения работ, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.
Третья зона округа горно-санитарной охраны предназначена для охраны месторождений минеральных вод, лечебных грязей, других полезных ископаемых, имеющих лечебные свойства, и специфических минеральных ресурсов от загрязнения и истощения вследствие промышленной, сельскохозяйственной, а также других видов хозяйственной деятельности, сопровождающихся загрязнением окружающей среды.
В границах округа горно-санитарной охраны, который устанавливается исключительно в целях охраны лечебных природных газов, выделение второй и третьей зон горно-санитарной охраны не осуществляется.
В границах округа горно-санитарной охраны, который устанавливается в целях охраны природных лечебных ресурсов, содержащихся в отдельно расположенных природных объектах, имеющих высокую степень естественной защищенности, устанавливается только одна (первая) зона округа горно-санитарной охраны.
В границах округа санитарной охраны, который устанавливается исключительно в целях охраны лечебного климата, выделение зон не осуществляется.
18. Если при подготовке решений об установлении, изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны в целях охраны отдельных природных лечебных ресурсов выявится пересечение границ таких округов санитарной (горно-санитарной) охраны и (или) их зон, может приниматься решение об установлении общего округа санитарной (горно-санитарной) охраны в целях охраны данных природных лечебных ресурсов, при этом в местах пересечения границ таких округов санитарной (горно-санитарной) охраны и (или) их зон действует режим зоны с более строгим режимом ограничений.
19. В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны состояние объектов и природных ресурсов, не отнесенных к лечебным ресурсам (источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, почвы, недра, атмосферный воздух, поверхностные водные объекты и иные объекты), должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды, законодательства Российской Федерации о недрах.
20. Учреждения разрабатывают проекты округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, курортов федерального значения или курортных регионов, на основании государственного задания, сформированного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
V. Обозначение местоположения природных лечебных ресурсов, в отношении которых устанавливается или изменяется округ санитарной (горно-санитарной) охраны, на местности
21. Обозначение местоположения природных лечебных ресурсов, в отношении которых устанавливается или изменяется округ санитарной (горно-санитарной) охраны, на местности осуществляется посредством установления в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации, специальных информационных знаков, на которых размещается следующая информация:
а) наименование природного лечебного ресурса;
б) сведения о границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
22. В случае если правообладателем земельного участка не обеспечен доступ на земельный участок для размещения специальных информационных знаков, обозначение местоположения природных лечебных ресурсов, в отношении которых устанавливаются или изменяются округа санитарной (горно-санитарной) охраны, на местности не осуществляется.
VI. Ограничения использования земельных участков в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны и их зон
23. На территориях округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливается режим, который обеспечивает сохранение природных лечебных ресурсов.
24. В границах первой, второй и третьей зон округа горно-санитарной охраны устанавливаются различные ограничения использования земельных участков.
Перечень ограничений использования земельных участков, который устанавливается для соответствующей зоны округа горно-санитарной охраны, является единым для такой зоны и не может меняться в зависимости от характеристик природного лечебного ресурса, применительно к которому устанавливается зона округа горно-санитарной охраны.
25. В границах первой зоны округа горно-санитарной охраны запрещаются проживание, а также осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением видов деятельности, связанных с геологическим изучением, разведкой и добычей минеральных вод, лечебных грязей, лечебных природных газов, имеющих лечебные свойства полезных ископаемых и специфических минеральных ресурсов, с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в целях организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, с предупреждением и ликвидацией опасных природных явлений и техногенных процессов на данной территории.
26. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в целях организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.
27. Перечень видов деятельности, осуществление которых допускается и (или) запрещается в границах второй и третьей зон округа горно-санитарной охраны, устанавливается согласно приложению.
Для осуществления видов деятельности, которые не запрещаются в соответствии с приложением к настоящему Положению, допускаются строительство, реконструкция, эксплуатация и капитальный ремонт зданий и сооружений, а также возведение, эксплуатация и демонтаж некапитальных строений и сооружений.
28. В границах округа санитарной охраны, установленного исключительно в целях охраны лечебного климата, осуществление хозяйственной и иной деятельности допускается при условии соблюдения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов качества окружающей среды для атмосферного воздуха.
29. Выборочное установление отдельных ограничений использования земельных участков, водных объектов, их частей при установлении округов санитарной (горно-санитарной) охраны с учетом условий использования территории, предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
30. При выявлении очагов вредных организмов в лесах и зеленых насаждениях, расположенных в границах округов горно-санитарной охраны, разрешается применение безопасных для здоровья человека, окружающей среды пестицидов, относящихся к IV классу опасности для человека и III классу опасности для пчел, из числа внесенных в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, а также энтомофагов.
VII. Правила определения размеров зон, выделяемых в округах горно-санитарной охраны
31. Определение размеров зон округов горно-санитарной охраны осуществляется в зависимости от природного лечебного ресурса.
32. Определение размеров зон горно-санитарной охраны месторождений минеральных вод зависит от степени естественной защищенности подземных минеральных вод.
К защищенным подземным минеральным водам относятся второй и иные водоносные горизонты, не имеющие гидравлической связи с поверхностными водными объектами и иными водоносными горизонтами.
К недостаточно защищенным подземным минеральным водам относятся:
первый водоносный горизонт;
второй и иные водоносные горизонты, которые получают питание из первого водоносного горизонта или имеют гидравлическую связь с поверхностными водными объектами и иными водоносными горизонтами.
Граница первой зоны округа горно-санитарной охраны устанавливается:
на расстоянии не менее 15 метров от оголовка каждой скважины, источника или контура очага разгрузки при использовании защищенных подземных минеральных вод;
на расстоянии не менее 50 метров от оголовка каждой скважины, источника или контура очага разгрузки при использовании недостаточно защищенных подземных минеральных вод.
Для защищенных подземных минеральных вод размеры первой зоны округа горно-санитарной охраны допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования.
Границы второй и третьей зон округов горно-санитарной охраны определяются путем специальных гидрогеологических расчетов, отраженных в отчете по оценке запасов месторождения (участка месторождения) минеральных подземных вод, получившем положительное заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации "О недрах".
33. Определение размеров зон округа горно-санитарной охраны месторождений лечебной грязи, рапы лиманов и озер зависит от особенностей рельефа.
Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны горносанитарной охраны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима.
Высокую степень естественной защищенности имеют следующие месторождения лечебных грязей:
месторождения с водоупорной кровлей, которая при фильтрации поверхностного и грунтового стоков обеспечивает процессы микробного самоочищения, а также устойчивость к химическому загрязнению;
грязевые месторождения, приуроченные к озерам, питаемым высокоминерализованными подземными водами вследствие высокой способности вод и грязей таких водоемов к самоочищению от различных видов загрязнений;
верховые торфяные месторождения, расположенные на водораздельных пространствах и высоких террасах, с преобладающим типом водного питания атмосферными водами;
грязевые сопки благодаря средней и высокой минерализации грязей и периодическому поступлению новых чистых порций грязи;
грязевые месторождения с уклоном берега до трех градусов, при котором резко снижаются скорости поступления поверхностного стока к грязевым водоемам, что способствует процессам самоочищения.
Для месторождений лечебных грязей, рапы лиманов и озер, имеющих высокую степень естественной защищенности, границы первой зоны округа горно-санитарной охраны устанавливаются на расстоянии 25 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.
Границы первой зоны округа горно-санитарной охраны для месторождений лечебных грязей, рапы лиманов и озер, не имеющих высокой степени естественной защищенности, устанавливаются на расстоянии 100 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных допускается сокращение границы первой зоны округа горно-санитарной охраны. Ширина такой зоны устанавливается от парапета набережной.
Границы второй и третьей зон округов горно-санитарной охраны определяются путем специальных гидрогеологических расчетов, отраженных в отчете по оценке запасов месторождения (участка месторождения) лечебных грязей, рапы лиманов и озер, получившем положительное заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации "О недрах".
34. Определение размеров зон округов горно-санитарной охраны месторождений бишофита и лечебных солей зависит от способа разработки месторождений.
При использовании скважинного метода определение границ первой, второй и третьей зон округа горно-санитарной охраны осуществляется так же, как и для защищенных водоносных горизонтов подземных минеральных вод.
Первая, вторая и третья зоны округа горно-санитарной охраны устанавливаются как для добывающих скважин, так и для скважин, работающих на поглощение (закачка воды в пласт для растворения бишофита).
При горном способе добычи лечебных солей и бишофита границы первой зоны округа горно-санитарной охраны устанавливаются на расстоянии 25 метров от нулевых границ залежи.
При горном способе добычи лечебных природных солей и бишофита границы второй и третьей зон округа горно-санитарной охраны совпадают и определяются площадью балансовых запасов на плановый период существования горного предприятия.
При добыче твердых солей выпариванием из рапы озер и лиманов границы первой, второй и третьей зон округа горно-санитарной охраны определяются так же, как для защиты месторождений лечебной грязи, рапы лиманов и озер.
35. Определение размеров округа горно-санитарной охраны лечебных природных газов осуществляется исключительно в отношении первой зоны.
Границы первой зоны округа горно-санитарной охраны устанавливаются по пространственным границам участка недр, где располагается месторождение лечебных природных газов.
Границы второй и третьей зон округа горно-санитарной охраны для месторождений лечебных природных газов не устанавливаются.
36. Определение размеров округа санитарной охраны лечебного климата осуществляется по границе лечебно-оздоровительной местности или курорта.
VIII. Исчерпывающий перечень документов, представляемых для принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны
37. Решение об установлении или изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны готовится на основании проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны, подготовленного в соответствии с настоящим Положением и содержащего:
наименование природного лечебного ресурса, в отношении которого устанавливается или изменяется округ санитарной (горно-санитарной) охраны;
сведения о зонах и их количестве либо сведения об изменении зон - в случае, если устанавливается или изменяется округ горно-санитарной охраны;
сведения о размерах округа санитарной (горно-санитарной) охраны;
графическое описание местоположения границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны и границ его зон с перечнем координат характерных точек этих границ, составленных с учетом государственной системы координат, государственной системы высот и государственной гравиметрической системы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, а также требования к режиму округа санитарной (горно-санитарной) охраны;
обоснование размеров и границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны и границ его зон, включающее сведения о специальных медицинских заключениях в отношении природных лечебных ресурсов, сведения о протоколах заседаний государственной или территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых, находящихся в границах территории, признанной лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом, специальные гидрогеологические расчеты, отраженные в отчете по оценке запасов месторождения (участка месторождения) природных лечебных ресурсов, получившем положительное заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации "О недрах", сведения о лицензиях на пользование недрами, сведения об их правообладателях, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта, расположенного в границах проекта такого округа, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях.
38. Решение о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны готовится на основании:
решения Министерства здравоохранения Российской Федерации об исключении природного лечебного ресурса из классификации природных лечебных ресурсов, предусмотренной пунктом 3 статьи 2.1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (при наличии);
выписки из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации об исключении сведений о природном лечебном ресурсе, в отношении которого установлен округ санитарной (горно-санитарной) охраны (при наличии);
специального медицинского заключения, прекратившего свое действие, в отношении такого природного лечебного ресурса (при наличии);
выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении округа санитарной (горно-санитарной) охраны, существование которого необходимо прекратить.
39. Документ, предусмотренный пунктом 37 настоящего Положения, представляется в формате PDF и в форме XML для представления сведений о границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль за содержащимися в них данными.
40. Подготовка графического описания местоположения границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны и границ его зон, перечня координат характерных точек таких границ обеспечивается при подготовке проекта такого округа.
IX. Исчерпывающий перечень сведений, указываемых в решениях об установлении, изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны и о прекращении его существования
41. В решении об установлении, изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны и о прекращении его существования указываются:
а) в случае установления или изменения округов санитарной (горно-санитарной) охраны:
наименование природного лечебного ресурса, расположенного в границах лечебно-оздоровительной местности, курорта и курортного региона;
вид округа - санитарной или горно-санитарной охраны;
сведения о зонах, об их количестве либо сведения об изменении зон;
сведения о настоящем Положении, которым установлены ограничения использования земельных участков в границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны;
сведения об органе государственной власти, обязанном возместить убытки, причиненные в связи с установлением, изменением округа санитарной (горно-санитарной) охраны, его зон, сроки наступления обязанности по возмещению убытков;
б) в случае прекращения существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны - наименование прекратившего существование округа санитарной (горно-санитарной) охраны или его зоны, реквизиты решений об установлении и изменении такого округа санитарной (горносанитарной) охраны или его зоны, учетный и (или) реестровый номер прекратившего существование округа санитарной (горно-санитарной) охраны или его зоны согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости.
X. Основания для отказа в принятии решения об установлении, изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны или о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны
42. Министерство здравоохранения Российской Федерации или высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения об установлении, изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны или о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны в случае, если:
проект округа санитарной (горно-санитарной) охраны не соответствует требованиям, предусмотренным пунктами 37-39 настоящего Положения, или содержит недостоверные сведения;
размер округа санитарной (горно-санитарной) охраны и (или) его зоны определен с нарушением установленных настоящим Положением правил определения размера такого округа.
XI. Обеспечение соблюдения режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны
43. Обеспечение соблюдения установленных ограничений использования земельных участков в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется пользователями природных лечебных ресурсов, лицами, осуществляющими деятельность, предусмотренную статьей 11 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", правообладателями земельных участков, расположенных в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны, проживающими в этих округах гражданами.
44. Оценка соблюдения юридическими лицами и гражданами обязательных требований охраны окружающей среды, лесного законодательства, санитарно-эпидемиологических требований, ограничений использования земельных участков при пользовании природными лечебными ресурсами, осуществлении хозяйственной и иной деятельности в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется в рамках государственного экологического контроля (надзора), федерального государственного лесного контроля (надзора), федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), федерального государственного земельного контроля (надзора) и муниципального земельного контроля, федерального государственного геологического контроля (надзора).
Оценку, предусмотренную настоящим пунктом, осуществляют органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, реализующие полномочия по организации и осуществлению видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в Российской Федерации, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
Приложение
к Положению об округах
санитарной (горно-санитарной) охраны
природных лечебных ресурсов
Приложение. Перечень видов деятельности, осуществление которых допускается и (или) запрещается в границах второй и третьей зон округа горно-санитарной охраны природного лечебного ресурса
1. В границах второй и третьей зон округа горно-санитарной охраны природного лечебного ресурса (далее - округ горно-санитарной охраны) запрещается осуществление хозяйственной и иной деятельности, загрязняющей окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящей к их истощению (утрате), истощению (утрате) их лечебных свойств.
2. В границах второй зоны округа горно-санитарной охраны запрещается вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом, санитарных рубок, рубок, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и эксплуатацией объектов капитального строительства и некапитальных объектов, в том числе линейных объектов, сооружений санаторно-курортных организаций, курортных терренкуров, рубок в целях обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения, а также непосредственно связанных с созданием и развитием сферы санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.
3. В границах второй зоны округа горно-санитарной охраны допускаются деятельность, связанная непосредственно с созданием и развитием санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, а также размещение:
а) зданий и сооружений, предназначенных для размещения приемного отделения или регистратуры, диагностических отделений (кабинетов) лечебных отделений (кабинетов);
б) грязелечебниц;
в) бальнеологических лечебниц;
г) питьевых источников (питьевых бюветов или галерей);
д) зданий и сооружений, предназначенных для круглосуточного пребывания граждан;
е) объектов, в том числе линейных, коммунально-бытовой, транспортной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающих функционирование объектов, указанных в подпунктах "а" - "д" настоящего пункта;
ж) строений, сооружений, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
з) каптажных сооружений;
и) малых архитектурных форм;
к) терренкуров, павильонов для отдыха.
4. В границах второй зоны округа горно-санитарной охраны допускается строительство автомобильных дорог, за исключением автомагистралей, не допускающих загрязнение окружающей среды, природных лечебных ресурсов и не приводящих к их истощению (утрате), истощению (утрате) их лечебных свойств.
5. В границах второй зоны округа горно-санитарной охраны допускается размещение коллективных стоянок автотранспорта с соответствующей системой очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод.
6. В границах второй зоны округа горно-санитарной охраны допускаются строительство жилых домов, организация и обустройство садовых земельных участков или огородных земельных участков и размещение модульных некапитальных средств размещения (глэмпинги, кемпинги) с централизованными системами водоснабжения и канализации.
7. В границах второй зоны округа горно-санитарной охраны допускаются разведка и добыча питьевых и технических подземных вод при условии обеспечения требований в сфере охраны окружающей среды.
8. В границах второй зоны округа горно-санитарной охраны допускается строительство объектов туристской индустрии, обороны страны и безопасности государства, зданий и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, социально-культурного, физкультурно-спортивного назначения, которые не загрязняют окружающую среду, природные лечебные ресурсы и не приводят к их истощению (утрате), истощению (утрате) их лечебных свойств.
9. В границах третьей зоны округа горно-санитарной охраны запрещается осуществление деятельности:
а) по производству кокса;
б) по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа;
в) по производству нефтепродуктов;
г) по добыче и (или) обогащению железных руд;
д) по добыче и (или) подготовке руд цветных металлов (алюминия (боксита), меди, свинца, цинка, олова, марганца, хрома, никеля, кобальта, молибдена, титана, тантала, ванадия), руд драгоценных металлов (золота, серебра, платины), за исключением оловянных руд, титановых руд, хромовых руд, руд и песков драгоценных металлов на россыпных месторождениях;
е) по обеспечению электрической энергией, газом и паром с применением установок, использующих в качестве топлива, в том числе резервного, нефтепродукты или твердое топливо;
ж) по металлургическому производству;
з) по производству химических веществ и химических продуктов;
и) по производству пестицидов и минеральных удобрений;
к) по захоронению отходов производства и потребления, их обезвреживанию и утилизации термическими способами, а также хранению отходов производства и потребления I и II классов опасности;
л) по обеззараживанию и (или) обезвреживанию, в том числе термическим способом, медицинских отходов, за исключением медицинских (санаторно-курортных) организаций, осуществляющих такую деятельность;
м) по утилизации и (или) уничтожению биологических отходов;
н) по производству целлюлозы и (или) древесной массы, бумаги и (или) картона;
о) по производству кожи и изделий из кожи;
п) по эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций;
р) по обогащению урановых и ториевых руд, производству ядерного топлива;
с) по эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
т) по транспортированию по трубопроводам газа, продуктов переработки газа, нефти и нефтепродуктов с использованием магистральных трубопроводов, межпромысловых трубопроводов, а также по перегрузке нефти и нефтепродуктов, по сливу (наливу) нефти и нефтепродуктов на сливоналивных железнодорожных путях;
у) по производству газа;
ф) по производству сырой нефти из горючих (битуминозных) сланцев и песка, резиновых изделий на основе резиновых смесей;
х) по производству обработанных асбестовых волокон, смесей на основе асбеста и изделий из них, изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента;
ц) по складированию и хранению нефти и продуктов ее переработки, пестицидов, агрохимикатов;
ч) по производству неметаллической минеральной продукции с использованием оборудования для расплава минеральных веществ, включая производство минеральных волокон;
ш) по хранению и (или) уничтожению химического оружия;
щ) по производству фармацевтических субстанций.
10. В границах третьей зоны округа горно-санитарной охраны запрещается размещать здания и сооружения, которые являются:
а) объектами инфраструктуры речного порта, расположенного на внутренних водных путях Российской Федерации;
б) объектами инфраструктуры морского порта;
в) объектами, предназначенными для приема, отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, за исключением объектов единой системы организации воздушного движения;
г) объектами инфраструктуры железнодорожного транспорта, за исключением объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, предназначенных для пассажирских перевозок.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 августа 2024 года № 1186
Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2467
1. В пункте 8.1:
а) цифры "679," исключить;
б) слова ", 1078 и 1275 перечня" заменить словами "и 1078 перечня".
2. В перечне нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденном указанным постановлением:
а) пункт 679 исключить;
б) раздел "Государственный надзор в области обеспечения санитарной или горно-санитарной охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, а также на объектах, расположенных за пределами этих территорий, но оказывающих на них вредное техногенное воздействие, при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора" исключить.
Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 30 августа 2024 года № 1186
Приложение. Перечень утративших силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 51, ст.5798).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. № 909 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Российской Федерации по вопросам определения статуса лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 52, ст.5218).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 2006 г. № 449 "О внесении изменений в Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1425" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 30, ст.3408).
4. Пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 78 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 9, ст.1246).
5. Пункт 13 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. № 882 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 37, ст.5002).
6. Пункт 3 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 24, ст.2999).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. № 1923 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1425" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 47, ст.8433).