ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2023 г.
N 1925
Об утверждении Правил проведения проверки сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, выдачи заключения об обоснованности или о необоснованности определения сметной стоимости реализации указанных мероприятий, а также определения размера платы за проведение проверки указанной сметной стоимости
В соответствии со статьей 56.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения проверки сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, выдачи заключения об обоснованности или о необоснованности определения сметной стоимости реализации указанных мероприятий, а также определения размера платы за проведение проверки указанной сметной стоимости.
2. Федеральной службе по надзору в сфере природопользования утвердить:
форму заявления о проведении проверки сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта;
форму заявления об отказе от проведения проверки сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта;
форму заключения об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта;
форму заключения о необоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта.
3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует 6 лет.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 ноября 2023 года № 1925
Правила
проведения проверки сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, выдачи заключения об обоснованности или о необоснованности определения сметной стоимости реализации указанных мероприятий, а также определения размера платы за проведение проверки указанной сметной стоимости
I. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют порядок проведения проверки сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, разработанным в соответствии с Положением о составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта и требованиях к содержанию такого плана, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2023 г. № 909 "Об утверждении Положения о составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта и требованиях к содержанию такого плана" (далее соответственно - план мероприятий, сметная стоимость), выдачи заключения об обоснованности или о необоснованности определения сметной стоимости, а также определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости.
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, указанных в Федеральном законе "Об охране окружающей среды".
II. Проведение проверки сметной стоимости
3. Проверка сметной стоимости осуществляется в отношении мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, предусмотренных планом мероприятий, представляемым в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
4. Проверка сметной стоимости на предмет обоснованности ее определения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которым принадлежит отдельный производственный объект, проводится подведомственным Федеральной службе по надзору в сфере природопользования федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" (далее - подведомственное учреждение).
Проверка сметной стоимости проводится одновременно с государственной экологической экспертизой плана мероприятий в сроки, не превышающие сроков проведения государственной экологической экспертизы, в том числе при проведении государственной экологической экспертизы в случае внесения изменений в план мероприятий.
5. Для проведения проверки сметной стоимости и изменений в сметную стоимость юридические лица, индивидуальные предприниматели, которым принадлежат отдельные производственные объекты, указанные в пункте 3 статьи 56.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", юридические лица, индивидуальные предприниматели, которым принадлежат угольные шахты, указанные в пункте 4 статьи 56.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - заявители), представляют в подведомственное учреждение:
а) заявление о проведении проверки сметной стоимости по форме, утвержденной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, которое должно содержать:
полное, сокращенное наименование, организационно-правовую форму, адрес места нахождения, почтовый адрес, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика, адрес электронной почты, номер контактного телефона, фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя - для юридического лица;
фамилию, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, почтовый адрес, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, адрес электронной почты, номер контактного телефона - для индивидуального предпринимателя;
сведения об отнесении объекта, указанного в заявлении о проведении проверки сметной стоимости, к отдельному производственному объекту;
наименование отдельного производственного объекта (наименование площадки, участка, цеха, здания, сооружения), регистрационный номер согласно государственному реестру опасных производственных объектов (в случае наличия регистрационного номера);
сведения о фактическом месте нахождения отдельного производственного объекта с указанием кода по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту нахождения отдельного производственного объекта, класс опасности опасного производственного объекта в соответствии с классификацией опасных производственных объектов;
суммарную стоимость планируемых мероприятий, предусмотренных планом мероприятий;
информацию о ранее полученном положительном заключении государственной экологической экспертизы плана мероприятий (представляется в случае внесения изменений в план мероприятий или в случае получения положительного заключения государственной экологической экспертизы плана мероприятий при одновременном получении заключения о необоснованности определения сметной стоимости);
информацию об использовании (неиспользовании) для определения сметной стоимости сметных нормативов, а также федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
б) сметную стоимость, включающую сводку затрат (при необходимости), локальные сметные расчеты, объектные сметные расчеты, сметные расчеты на отдельные виды затрат, сводный сметный расчет стоимости работ с приложением пояснительной записки.
6. Заявление о проведении проверки сметной стоимости и прилагаемые документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил (далее - заявительные документы), представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи", путем подачи через официальный сайт подведомственного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо на бумажном носителе лично или почтовым отправлением с приложением заявительных документов в форме электронных документов, подписанных собственноручной подписью заявителя, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
7. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) сообщает в подведомственное учреждение о направлении заказчику государственной экологической экспертизы (далее - заказчик) уведомления о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы плана мероприятий и направляет в подведомственное учреждение план мероприятий, представленный заказчиком в срок не позднее 3 рабочих дней со дня направления указанного в настоящем пункте уведомления заказчику с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) сообщает в подведомственное учреждение об утверждении приказа (или решения) о проведении государственной экологической экспертизы плана мероприятий, а также о сроке проведения государственной экологической экспертизы плана мероприятий в срок не позднее одного рабочего дня со дня утверждения такого приказа (или решения) в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (ее территориальном органе).
8. При установлении подведомственным учреждением некомплектности заявительные документы возвращаются подведомственным учреждением заявителю.
В случае проведения подведомственным учреждением повторной проверки сметной стоимости после выдачи заключения о необоснованности определения сметной стоимости в соответствии с пунктами 20-23 настоящих Правил план мероприятий, ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в подведомственное учреждение не направляется.
Заявительные документы, не соответствующие составу и требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, возвращаются заявителю не позднее 3 рабочих дней со дня поступления в подведомственное учреждение, способом, которым были поданы, и с указанием причин возврата.
В случае возврата заявительных документов заявитель имеет право подать их повторно в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящих Правил.
9. При проведении проверки сметной стоимости в отношении работ, включенных в план мероприятий, утвержденные сметные нормативы, а также федеральные единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, используются в случаях, если:
а) при составлении сметы заявителем принято решение об использовании сметных нормативов, а также федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
б) работы, предусмотренные планом мероприятий, осуществляются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
10. В случаях, не указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 9 настоящих Правил, при проведении проверки сметной стоимости в отношении работ, включенных в план мероприятий, используются документально подтвержденные данные, прилагаемые к заявлению, предусмотренные подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил, рассчитанные в уровне цен, сложившемся к моменту составления и подписания сметной документации.
В сметную стоимость не включаются затраты на материалы и (или) ресурсы, принадлежащие заявителю.
11. В случае соответствия заявительных документов составу и требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, проводится проверка сметной стоимости на предмет обоснованности ее определения в срок, не превышающий срока проведения государственной экологической экспертизы плана мероприятий, определенного приказом (или решением) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальным органом), и исчисляется рабочими днями.
12. Сроки проведения проверки сметной стоимости, в том числе повторной, на предмет обоснованности ее определения, исчисляются с даты не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления подведомственному учреждению на счет подведомственного учреждения платы за проведение проверки сметной стоимости в полном объеме и размере, определяемом в соответствии с пунктами 24 и 25 настоящих Правил, но не ранее даты начала проведения государственной экологической экспертизы плана мероприятий, определенной в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе, в случае ее проведения.
13. При проведении проверки сметной стоимости подведомственное учреждение вправе в течение первой половины срока проведения проверки сметной стоимости направлять в адрес заявителя способом, которым были поданы заявительные документы согласно пункту 6 настоящих Правил:
а) запросы о представлении информации;
б) уведомления об устранении недостатков (наличие информации, не согласующейся со сведениями, указанными в плане мероприятий, некорректность выполненных расчетов), которые не позволяют утвердить заключение об обоснованности определения сметной стоимости.
14. Ответы на запросы, указанные в подпункте "а" пункта 13 настоящих Правил, направляются не позднее 5 рабочих дней до окончания срока проведения проверки сметной стоимости, определенного в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил.
15. В целях установления обоснованности определения сметной стоимости в случае недостаточности представленной заявителем информации и (или) неполного устранения недостатков подведомственное учреждение может предложить заявителю представить дополнительно информацию и (или) устранить выявленные недостатки в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
16. В случае если выявленные недостатки невозможно устранить в период проведения проверки сметной стоимости, заявитель вправе отказаться от проведения проверки сметной стоимости посредством направления в адрес подведомственного учреждения заявления об отказе от проведения проверки сметной стоимости по форме, утвержденной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Такое заявление направляется способом, которым были поданы заявительные документы в подведомственное учреждение.
В случае непредставления заявителем информации в соответствии с направленными запросами и уведомлениями о необходимости устранения недостатков, а также отсутствия заявления об отказе от проведения проверки сметной стоимости подведомственное учреждение рассматривает заявительные документы в исходном составе.
В случае поступления в подведомственное учреждение заявления об отказе от проведения проверки сметной стоимости подведомственное учреждение в течение 3 рабочих дней со дня его поступления возвращает представленные заявителем заявительные документы в полном объеме и исходном составе с указанием в уведомлении о возврате заявительных документов перечня недостатков, необходимых для устранения заявителем, выявленных до поступления заявления об отказе от проведения проверки сметной стоимости.
При возврате заявителю заявительных документов в случае, предусмотренном абзацем четвертым настоящего пункта, заявителю осуществляется возврат платы за проведение проверки сметной стоимости (V) в размере, рассчитываемом по следующей формуле:
где:
A - размер платы за проведение проверки сметной стоимости, определенный в соответствии с пунктами 24 и 25 настоящих Правил;
b - срок проведения проверки сметной стоимости, определяемый в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил;
C - количество рабочих дней, в течение которых проводилась проверка сметной стоимости, исчисляемое со дня, определенного в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, до дня поступления в подведомственное учреждение заявления об отказе от проведения проверки сметной стоимости.
17. При проведении проверки сметной стоимости на предмет обоснованности ее определения в случае необходимости могут проводиться совместные заседания штатных сотрудников (специалистов) подведомственного учреждения и экспертной комиссии государственной экологической экспертизы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа), проводящей оценку соответствующего плана мероприятий, с участием представителя заявителя как в очной форме, так и с использованием средств дистанционного взаимодействия.
18. В случае утверждения заключения о необоснованности определения сметной стоимости заявители вправе представить в подведомственное учреждение заявительные документы на повторное проведение проверки сметной стоимости при условии их переработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в указанном заключении.
19. Повторное проведение проверки сметной стоимости осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Правил.
III. Выдача заключения об обоснованности или о необоснованности определения сметной стоимости
20. По результатам рассмотрения заявительных документов подведомственным учреждением выдается заключение об обоснованности или о необоснованности определения сметной стоимости.
Заключение об обоснованности или о необоснованности определения сметной стоимости утверждается приказом (решением) руководителя (лица, его замещающего) подведомственного учреждения по форме, утвержденной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, и вносится в реестр выданных заключений, размещенный на официальном сайте подведомственного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
21. Выдача заключения об обоснованности или о необоснованности определения сметной стоимости осуществляется в срок, не превышающий срока направления заказчику заключения государственной экологической экспертизы плана мероприятий.
22. В случае выдачи заключения о необоснованности определения сметной стоимости в таком заключении указываются причины, послужившие основанием для установления необоснованности определения сметной стоимости, и требования по ее доработке.
23. Основаниями для выдачи заключения о необоснованности определения сметной стоимости являются:
несоответствие состава и видов работ, обоснованных сметными расчетами, составу мероприятий, указанных в плане мероприятий;
применение в составе сметных расчетов норм расценок и (или) иных показателей, не подтвержденных документально;
несоответствие использованных в сметных расчетах физических объемов работ, организационно-технологических и других решений приведенным в плане мероприятий;
несоответствие результатов сметных расчетов сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, и (или) иным применяемым показателям;
наличие ошибок, связанных с неправильностью использованных в сметных расчетах физических объемов работ, организационно-технологических и других решений, указанных в плане мероприятий.
IV. Определение размера платы за проведение проверки сметной стоимости
24. За проведение проверки сметной стоимости взимается плата в размере одного процента сметной стоимости, но не более 500 тыс. рублей.
25. За проведение повторной проверки сметной стоимости, в том числе при внесении изменений в сметную стоимость, предусматривающих изменение стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной проверки сметной стоимости.