ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 16 марта 2017 г. N АС-10-02-36/5284
ОБ ИСПОЛНЕНИИ НОРМАТИВОВ УТИЛИЗАЦИИ
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в целях урегулирования вопросов, возникающих при осуществлении полномочий, установленных в сфере ответственности производителей, импортеров товаров, направленной на обеспечение утилизации отходов, от использования товаров, после утраты ими потребительских свойств, а также уплаты производителями, импортерами товаров экологического сбора направляет для руководства и использования в работе следующую информацию.
С вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) с 01.01.2015 вступили в силу положения подпункта "б" пункта 4 ч. 1 ст. 1 Закона N 458-ФЗ, устанавливающие ответственность производителей, импортеров товаров, направленную на обеспечение утилизации отходов, от использования товаров, после утраты ими потребительских свойств, а также по уплате производителями, импортерами товаров экологического сбора.
При этом согласно ч. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу положений ч. 3 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.
Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены ст. 24.5 настоящего Федерального закона.
В свою очередь, согласно ч. 2 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в ч. 2 ст. 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.
Правила представления производителями и импортерами товаров, подлежащих, утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342 (далее - Правила представления отчетности), Порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 (далее - Порядок Декларирования), а Правила взимания экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1073 (далее - Правила взимания экологического сбора).
Положениями ч. 12 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ определено, что нормативы утилизации устанавливаются для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за истекший календарный год в зависимости от массы или числа единиц готовых товаров или массы упаковки, использованной для производства таких товаров.
Согласно ч. 3 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
При этом учет товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с этим, ст. 209 Таможенного кодекса Таможенного союза под выпуском для внутреннего потребления понимается таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Учитывая смысл определения "товар", установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, норматив утилизации устанавливается для каждой группы товаров в процентах от общего количества:
для производителей товаров, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации - произведенных товаров;
для импортерами товаров - товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории Российской Федерации;
за истекший календарный год в зависимости от массы или числа единиц готовых товаров или массы упаковки, использованной для производства таких товаров.
В соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В силу положений ч. 4 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов). Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров.
При этом в случае осуществления непосредственно самими производителем, импортером товаров утилизации, а также в случае передачи отходов на основании заключенных договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) необходимо обращать внимание на наличие у таких природопользователей лицензии на деятельность по осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - лицензия), выданной в части осуществления деятельности по утилизации отходов I - IV классов опасности.
Учитывая смысл понятия утилизации отходов, установленного ст. 1 Закона N 89-ФЗ, при выявлении факта передачи отходов организациям, не имеющим лицензии, выданной в части осуществления деятельности по утилизации отходов I - IV классов опасности, организации, осуществляющие обработку, обезвреживание, размещение отходов, переданных в целях утилизации, нарушают требования действующего законодательства, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дополнительно обращаю внимание, что как при осуществлении непосредственно самими производителем, импортером товаров утилизации отходов, так и в случае передачи отходов на основании заключенных договоров на оказание услуг по утилизации отходов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) необходимо обращать внимание на наличие у таких организаций необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям, а также оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям, что закреплено пп. "а, б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062.
Пунктом 9 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ определено, что обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора.
Согласно п. 13 Правил представления отчетности контроль за выполнением установленных нормативов утилизации отходов, в том числе проверка достоверности и полноты сведений, указанных в отчетности, и ее соответствия форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) в течение 3 месяцев со дня приема отчетности.
В соответствии п. 14 Правил представления отчетности при осуществлении контроля, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальный орган) вправе запросить у производителя или импортера товаров: а) копии договоров - в случаях, установленных пунктом 2 настоящих Правил; б) копии акта (актов) утилизации отходов.
При этом при осуществлении надзорных мероприятий, предметом которых является соблюдение требований законодательства в сфере утилизации отходов, необходимо обращать внимание, что помимо копий договоров, копий акта (актов) утилизации отходов, подтверждением факта утилизации отходов являются документы, предусмотренные Гражданским кодексом, в том числе акты выполненных работ, акты приема-передачи, иные документы, подтверждающие факт передачи отходов.
Также при осуществлении территориальными органами Росприроднадзора надзорных мероприятий в рамках экологического надзора, а также при проверке достоверности и полноты сведений, указанных в Отчетности, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты экологического сбора, целесообразно, помимо представленной информации, руководствоваться информацией, находящейся в его распоряжении (проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технические отчеты об обращении с отходами, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы), информация по результатам надзорной деятельности, информация, отраженная в материалах учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах и т.д.).
При выявлении нарушений требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в части исполнения норматива утилизации отходов, от использования товаров, после утраты ими потребительских свойств, а также уплаты производителями, импортерами товаров экологического сбора, привлекать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допустивших такие нарушения, как к гражданско-правовой, так и к административной ответственности, предусмотренной в том числе ч. 1 ст. 29 Закона N 89-ФЗ.
А.Г. СИДОРОВ