Приказ
Росводресурсов
от 16.08.2023
№ 175
Об утверждении обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет координацию и регулирование деятельности
В соответствии с пунктом 3 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. № 1537, и пунктом 7 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 282,
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет координацию и регулирование деятельности.
2. Настоящий приказ действует до 29 февраля 2028 г. включительно.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя В.А. Никанорова.
Руководитель
Д.М.Кириллов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 августа 2023 года,
регистрационный № 74965
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росводресурсов
от 16 августа 2023 года № 175
Обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет координацию и регулирование деятельности
1. Обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС), правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты (далее - КВО), в отношении которых Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее - требования), распространяются на подведомственные Федеральному агентству водных ресурсов организации, являющиеся правообладателями КВО, отнесенных к КВО в соответствии с критериями отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются Федеральное агентство водных ресурсов или организации, в отношении которых Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам, утвержденными приказом Росводресурсов от 22 ноября 2021 г. № 301 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2022 г., регистрационный № 67443) (далее - эксплуатирующая организация).
2. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС, включает:
а) на КВО федерального уровня значимости:
назначение организацией, эксплуатирующей КВО, должностных лиц из числа работников эксплуатирующей организации, ответственных за решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС (далее - уполномоченные работники);
осуществление подготовки в области защиты от ЧС руководителя и уполномоченных работников организации, эксплуатирующей КВО, в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1485
(далее - Положение № 1485);
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" данный акт действует до 31 декабря 2026 г. включительно.
разработку и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС эксплуатирующей организации (далее - планы действий по ЧС);
б) на КВО регионального уровня значимости:
назначение организацией, эксплуатирующей КВО, уполномоченных работников;
осуществление подготовки в области защиты от ЧС руководителя и уполномоченных работников организации, эксплуатирующей КВО, в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения № 1485;
разработку и утверждение планов действий по ЧС;
в) на КВО муниципального уровня значимости:
назначение организацией, эксплуатирующей КВО, уполномоченных работников;
осуществление подготовки в области защиты от ЧС руководителя и уполномоченных работников организации, эксплуатирующей КВО, в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения № 1485;
разработку и утверждение планов действий по ЧС.
3. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, включает:
а) на КВО федерального уровня значимости:
создание резерва(-ов) для ликвидации ЧС в соответствии с пунктом 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794, в порядке, установленном руководителем эксплуатирующей организации;
В соответствии с абзацем шестым пункта 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794.
проведение объектовых тренировок, предусмотренных пунктами 1 и 13 Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. № 565 (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2020 г., регистрационный № 59580) (далее - Инструкция № 565);
б) на КВО регионального уровня значимости:
создание резерва(-ов) для ликвидации ЧС в соответствии с пунктом 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794, в порядке, установленном руководителем эксплуатирующей организации;
проведение объектовых тренировок, предусмотренных пунктами 1 и 13 Инструкции № 565;
в) на КВО муниципального уровня значимости:
создание резерва(-ов) для ликвидации ЧС в соответствии с пунктом 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794, в порядке, установленном руководителем эксплуатирующей организации;
проведение объектовых тренировок, предусмотренных пунктами 1 и 13 Инструкции № 565.
4. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по ликвидации ЧС, включает:
а) на КВО федерального уровня значимости:
создание, подготовка и поддержание в готовности к применению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;
Подпункт "в" части первой статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
организацию работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на КВО в зоне ЧС;
б) на КВО регионального уровня значимости:
создание, подготовка и поддержание в готовности к применению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;
Подпункт "в" части первой статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
организацию работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на КВО в зоне ЧС;
в) на КВО муниципального уровня значимости:
создание, подготовка и поддержание в готовности к применению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС;
Подпункт "в" части первой статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
организацию работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на КВО в зоне ЧС.
5. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организации, эксплуатирующей КВО, и жизнедеятельности работников в ЧС, включает:
а) на КВО федерального уровня значимости:
создание в эксплуатирующей организации комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов при военных конфликтах, а также при ЧС
(далее - комиссия) и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости эксплуатирующей организации для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценке готовности эксплуатирующей организации к предупреждению и ликвидации ЧС, достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников эксплуатирующей организации, на основании акта эксплуатирующей организации о проведении оценки готовности.
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 ГОСТ Р 22.2.12-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения", введенного в действие приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 г. № 645-ст (М., "Стандартинформ", 2020).
б) на КВО регионального уровня значимости:
создание в эксплуатирующей организации комиссии и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости эксплуатирующей организации для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также для оценки готовности эксплуатирующей организации к предупреждению и ликвидации ЧС, достаточности мер по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников эксплуатирующей организации на основании акта эксплуатирующей организации о проведении оценки готовности;
в) на КВО муниципального уровня значимости:
создание в эксплуатирующей организации комиссии и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости эксплуатирующей организации для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также для оценки готовности эксплуатирующей организации к предупреждению и ликвидации ЧС, достаточности мер по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников эксплуатирующей организации на основании акта эксплуатирующей организации о проведении оценки готовности.
6. Комиссия формируется из числа уполномоченных работников эксплуатирующей организации. К работе комиссии с учетом категорий значимости КВО по согласованию могут привлекаться:
в отношении КВО федерального уровня значимости - представители МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в отношении КВО регионального уровня значимости - представители территориальных органов МЧС России и других территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в отношении КВО муниципального уровня значимости -представители территориальных органов МЧС России и других территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
7. Оценка готовности эксплуатирующей организации к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточности мер по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников эксплуатирующих организаций (далее - оценка готовности) осуществляется комиссией.
8. Оценка готовности осуществляется с периодичностью:
не реже одного раза в год - для эксплуатирующей организации, эксплуатирующей КВО федерального уровня значимости;
не реже одного раза в 3 года - для эксплуатирующей организации, эксплуатирующей КВО регионального уровня значимости;
не реже одного раза в 5 лет - для эксплуатирующей организации, эксплуатирующей КВО муниципального уровня значимости.
9. Оценка готовности предусматривает:
анализ выполнения мероприятий, направленных на снижение размеров ущерба и потерь от ЧС путем проверки наличия в эксплуатирующей организации планов действий по ЧС;
анализ и оценку готовности сил и средств эксплуатирующей организации к ликвидации ЧС, включающие проверку укомплектованности уполномоченных подразделений организации и обеспеченность их необходимыми материально-техническими средствами в соответствии с актами эксплуатирующей организации;
проверку подготовки руководителя и работников эксплуатирующей организации и их готовности к действиям при ЧС, включающую проверку наличия документов, подтверждающих прохождение указанными лицами обучения в соответствии с Положением № 1485;
проверку наличия резерва(-ов), указанного(-ых) в пункте 3 требований, в соответствии с актом эксплуатирующей организации.
10. Оценка готовности проводится на основании акта эксплуатирующей организации о проведении оценки готовности, издаваемого не позднее, чем за 20 календарных дней до начала проведения оценки готовности.
Акт эксплуатирующей организации о проведении оценки готовности доводится до сведения членов комиссии, иных привлекаемых к работе комиссии лиц, указанных в пункте 6 требований, а также до заинтересованных лиц эксплуатирующей организации в 3-дневный срок с даты его издания любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.
11. Критерием достаточности мер, выполненных эксплуатирующей организацией по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников эксплуатирующей организации, является выполнение комплекса мер, указанных в пунктах 3 и 5 требований.
12. Критерием готовности эксплуатирующей организации к предупреждению и ликвидации ЧС является выполнение комплекса мер, указанных в пунктах 2-5 требований.
13. На основании сведений, полученных по результатам оценки готовности, комиссией в срок не более 2 рабочих дней после проведения оценки готовности оформляется акт, содержащий выводы о готовности (неготовности) эксплуатирующей организации к предупреждению и ликвидации ЧС и о достаточности (недостаточности) мер, выполненных эксплуатирующей организацией по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников эксплуатирующей организации (далее - акт оценки готовности).
14. Акт оценки готовности составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. В случае наличия разногласий между членами комиссии, возникших в ходе проведения оценки готовности, решение принимается большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.
В случае несогласия члена комиссии с выводами, указанными в акте оценки готовности, он письменно излагает особое мнение, которое приобщается к акту оценки готовности и является его неотъемлемой частью.
15. В случае привлечения к работе комиссии иных лиц, указанных в пункте 6 настоящих требований, копия акта оценки готовности направляется в их адрес в течение 5 дней со дня подписания акта оценки готовности любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.
16. Акт оценки готовности хранится в эксплуатирующей организации.