РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 04.05.1999 № 96-ФЗ
ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ, от 08.08.2024 N 232-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
2 апреля 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
22 апреля 1999 года
Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а также вредное воздействие на жизнь, здоровье человека; (в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха и нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха; (в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
физическое воздействие на атмосферный воздух - воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
трансграничное загрязнение атмосферного воздуха - загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса загрязняющих веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствуют вредное воздействие на здоровье человека и негативное воздействие на окружающую среду; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
предельно допустимый норматив физического воздействия на атмосферный воздух - норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором физическое воздействие от данного и ото всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух; (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
технологический норматив выброса - норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, с применением технологического показателя выброса; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
предельно допустимая (критическая) нагрузка - показатель воздействия одного или нескольких загрязняющих веществ на окружающую среду, превышение которого может привести к негативному воздействию на окружающую среду; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
предельно допустимый выброс - норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
временно разрешенный выброс - показатель объема или массы загрязняющего вещества, устанавливаемый для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников на период поэтапного достижения предельно допустимого выброса или технологического норматива выброса; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;
охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и негативного воздействия на окружающую среду; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
норматив качества окружающей среды для атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует негативное воздействие на окружающую среду; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и нормативам качества окружающей среды для атмосферного воздуха; (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
технологический показатель выброса - показатель концентрации загрязняющего вещества, объема или массы выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу времени или единицу произведенной продукции (товара), характеризующий технологические процессы и оборудование; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
технический норматив выброса - норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
передвижной источник - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
установка очистки газа - сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
результаты проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха - обобщенные сведения о концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, отражающие состояние атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка и полученные с использованием методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на основании данных о выбросах загрязняющих веществ всех стационарных и передвижных источников, влияющих на качество атмосферного воздуха на указанных территориях. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
1. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.
3. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством.
4. Отношения в области охраны атмосферного воздуха, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
ГЛАВА II. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Статья 3. Основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:
приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;
обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;
недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
обязательность государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и физических воздействий на него; (в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;
научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
Статья 4. Государственное управление в области охраны окружающей среды
Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:
формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации;
установление порядка разработки и утверждения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов качества окружающей среды для атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других нормативов в области охраны окружающей среды для атмосферного воздуха в целях охраны атмосферного воздуха; (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
формирование единой нормативно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха;
формирование и обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
Абзацы шестой - седьмой. - Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов для стационарных источников, предельно допустимых нормативов физических воздействий на атмосферный воздух; (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
Абзац девятый - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
установление порядка выдачи разрешений на выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух и на физические воздействия на атмосферный воздух; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
Абзац одиннадцатый. - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения;
Абзац четырнадцатый. - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
Абзац. - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
определение величины снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое снижение, в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами Российской Федерации в данной области; (в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
организация информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
осуществление иных полномочий в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;
Абзацы двадцатый - двадцать первый. - Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
утверждение методик разработки (расчета) и установления нормативов предельно допустимых выбросов; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
установление порядка разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
формирование и ведение перечней методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и методик (методов) измерения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
утверждение методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
определение правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
утверждение методик разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
утверждение методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
утверждение требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
утверждение порядка проведения экспертизы программ для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
утверждение методических указаний по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
Статья 5.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха исполнительным органам субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 232-ФЗ)
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления исполнительным органам субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся: (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
Абзац - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением; (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Абзац - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
разработка и реализация региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
Абзац - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
Абзац - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха; (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;
Абзац - Утратил силу (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
участие в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории субъекта Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
право принятия и реализации региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха; (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
установление целевых показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории субъекта Российской Федерации и сроков их снижения. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
Положения пункта 2 статьи 6 при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ, осуществляемого в соответствии со статьями 1 - 6 Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ, не применяются (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе организовать проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 8 - Утратила силу (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Статьи 9 - 10 - Утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 11. Гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физического воздействия на атмосферный воздух (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
1. В целях определения безопасности и (или) безвредности воздействия загрязняющих веществ и физических факторов на здоровье человека и окружающую среду, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух. (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
2. Гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха и, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
Статья 12. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду для атмосферного воздуха (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
1. В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и негативного воздействия на окружающую среду устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду для атмосферного воздуха: (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
предельно допустимые выбросы;
предельно допустимые нормативы физических воздействий на атмосферный воздух; (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
технологические нормативы выбросов;
технические нормативы выбросов.
2. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
2.1. При определении предельно допустимых выбросов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух утверждаются органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
Положения пункта 2.2 статьи 12 при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ, осуществляемого в соответствии со статьями 1 - 6 Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ, не применяются (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
2.2. Программы для электронных вычислительных машин, используемые для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), подлежат экспертизе, которая проводится федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях признания соответствия указанных программ формулам и алгоритмам расчетов, включенным в утвержденные методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), проводится за счет средств правообладателя такой программы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов радиоактивных веществ в атмосферном воздухе, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
2.3. Фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. При наличии сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка в отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
3. Технологический норматив выброса устанавливается в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
4. При невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников устанавливаются временно разрешенные выбросы в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов.
5. Для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
6. Для передвижных источников технические нормативы выбросов устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Статья 13. Государственная регистрация загрязняющих веществ и потенциально опасных веществ (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
Федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет организацию регистрационных испытаний загрязняющих веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и негативное воздействие на окружающую среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
Статья 13.1. Разрешение на временные выбросы, комплексное экологическое разрешение и декларация о воздействии на окружающую среду в области охраны атмосферного воздуха (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
1. Для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, величина выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением выбросов радиоактивных веществ, устанавливается разрешением на временные выбросы, комплексным экологическим разрешением или указывается в декларации о воздействии на окружающую среду в случаях, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды.
2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории осуществляются на основании комплексного экологического разрешения.
3. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, а также могут осуществляться на основании комплексного экологического разрешения при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.
4. Для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах III и IV категорий получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются.
5. Для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с превышением предельно допустимых выбросов на объектах II и III категорий требуется получение разрешений на временные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Статья 14. Разрешение на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух и разрешение на физическое воздействие на атмосферный воздух (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
1. Выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ.
2. Физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
3. При отсутствии разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, разрешения на физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
Статья 15. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на атмосферный воздух (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
1. В целях предупреждения негативного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на атмосферный воздух. (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
2-5. Пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
6. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
7. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
8. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
9-11. Пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
12. Сведения о фактическом объеме или массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, указываются в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, представляемом в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности или исполнительный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. (в ред. Федеральных законов от 13.06.2023 N 255-ФЗ, от 08.08.2024 N 232-ФЗ)
Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при осуществлении градостроительной деятельности (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
1. При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации, сносе объектов капитального строительства должно обеспечиваться соблюдение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов качества окружающей среды для атмосферного воздуха.
2. При проектировании, строительстве объектов капитального строительства в границах поселений, городских округов должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха, в том числе полученный по результатам проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.
3. В проектной документации объектов капитального строительства, которые могут оказать негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию.
4. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов капитального строительства, на которых осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не допускается превышение технологических нормативов выбросов, предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов физических воздействий на атмосферный воздух.
5. Запрещаются строительство, эксплуатация объектов капитального строительства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
6. Запрещаются проектирование, строительство объектов капитального строительства, деятельность которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для окружающей среды.
Статья 16.1. Требования охраны атмосферного воздуха при эксплуатации установок очистки газа (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
1. Эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
Статья 17. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
1. Запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание загрязняющих веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
2. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
3. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
4. Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают негативное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут в пределах своей компетенции вводить ограничения на въезд транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях и регулировать передвижение транспортных и иных передвижных средств на указанных территориях. (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Статья 18. Регулирование выбросов загрязняющих веществ при обращении с отходами производства и потребления (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления, оказывающие негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, физические лица, в процессе потребления которыми образуются отходы, оказывающие негативное воздействие на качество атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать обращение с такими отходами в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статья 19. Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей
1. В городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
2. Порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора). (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 08.08.2024 N 232-ФЗ)
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), исполнительный орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора), которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ, от 08.08.2024 N 232-ФЗ)
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
4. При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
Статья 20. Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха
В целях уменьшения трансграничного загрязнения атмосферного воздуха источниками выбросов загрязняющих веществ, расположенными на территории Российской Федерации, Российская Федерация обеспечивает проведение мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также осуществляет иные меры в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. (в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
ГЛАВА IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ НЕГАТИВНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ И ИХ ИСТОЧНИКОВ (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
Статья 21. Государственный учет негативных воздействий на атмосферный воздух и их источников (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
1. Государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
2. Перечень организаций, осуществляющих в установленном порядке статистические наблюдения в области охраны окружающей среды на соответствующих территориях, определяется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с территориальными органами государственной статистики. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 22. Инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
2. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
3. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
4. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
Положения пункта 5 статьи 22 при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ, осуществляемого в соответствии со статьями 1 - 6 Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ, не применяются (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
5. Сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), и корректировки этой инвентаризации, используются исполнительными органами субъектов Российской Федерации при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. (в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 08.08.2024 N 232-ФЗ)
Статья 22.1. Проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
Положения пункта 1 статьи 22.1 при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ, осуществляемого в соответствии со статьями 1 - 6 Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ, не применяются (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
1. Для территории населенного пункта или его части, на которой расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и иные объекты, влияющие на качество атмосферного воздуха, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе организовать проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в случаях превышения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха на территории населенного пункта или его части в целях сокращения или исключения выбросов загрязняющих веществ, а также в иных случаях для предотвращения такого превышения.
2. Правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
3. Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха уточняются по результатам сопоставления с данными государственного мониторинга атмосферного воздуха. В случае выявления несоответствия результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха данным государственного мониторинга атмосферного воздуха орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает уточнение сведений, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представленных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. Уточнение результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с правилами проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
ГЛАВА V. МОНИТОРИНГ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА, ОЦЕНКА СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
Статья 23. Мониторинг атмосферного воздуха
1. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции, обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ)
3. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 24. Оценка соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
Оценка соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) и регионального государственного экологического контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статья 25. Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
1. Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, на которых расположены источники выбросов.
2. Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха является составной частью производственного экологического контроля.
3. Сведения о фактическом объеме или массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, полученные при проведении производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха, указываются в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Статья 26. Общественный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
Общественный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации об общественных объединениях. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
Статья 27. - Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
ГЛАВА VI. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Статья 28. Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
ГЛАВА VII. ПРАВА ГРАЖДАН, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Статья 29. Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха
1. Граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на:
информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на него; (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование;
участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на качество атмосферного воздуха; (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.
2. Граждане и общественные объединения имеют право предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
3. Представители общественных объединений имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на него, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
Статья 30. Обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух; (в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
Абзац третий. - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха; (в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух; (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
Абзац десятый. - Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 255-ФЗ)
выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля; (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Положения абзацев тринадцатого и четырнадцатого пункта 1 статьи 30 при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ, осуществляемого в соответствии со статьями 1 - 6 Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ, не применяются (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
представлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по его запросу сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки этой инвентаризации, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
обеспечивать доступ органу государственной власти субъекта Российской Федерации на территорию объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду и на котором расположены источники выбросов, для уточнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации сведений, полученных в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предоставленных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)
предоставлять в установленном порядке уполномоченным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности и исполнительным органам субъектов Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора), своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха; (в ред. Федеральных законов от 13.06.2023 N 255-ФЗ, от 08.08.2024 N 232-ФЗ)
соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
2. Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
ГЛАВА VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
ГЛАВА IX. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Статья 33. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
1. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с принципами, установленными международными договорами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
ГЛАВА X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 29, ст. 1027).
3. Признать утратившим силу постановление Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 29, ст. 1028).
4. Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
4 мая 1999 года
N 96-ФЗ